Кто разработал обряд венчания на царство

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Кто разработал обряд венчания на царство?».

Торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о В. государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, В. первых византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на престол прежних римских императоров. Оно происходило не только в храме, но и на поле, и в ипподроме. Избранного возводили обыкновенно на возвышение, поднимали его на щите среди сомкнутых рядов воинов, облачали в царскую одежду и возлагали на чело диадему. Со щитом и копьем в руках он объявлял милости и говорил речь к народу. Коронованный на поле император ехал в церковь, здесь слушал литургию, и по окончании ее на его голову возлагался венец, обыкновенно самим патриархом. При этом государь давал клятву беречь св. веру, заботиться об упрочении мира, о возвеличении империи и церкви и т. д. В X веке церковь провозглашала императора святым, т. е. освященным в своей власти для мира своего царства; в том же X веке явилось и внешнее действие этого освящения — миропомазание, основание для которого представляла церковь Ветхозаветная.

В России «первовенчанником» был Димитрий, внук Иоанна III (4 февраля 1498 года). До конца XV века и летописи, и другие памятники говорят только о чине «вокняжения», и притом весьма кратко. Можно только предполагать, что обряд вокняжения, или восседания на «золотом отнем столе» («Слово о полку Игореве»), совершался в храме главного города, при посредстве митрополита и участии светских сановников, наподобие возведения епископа на епископский стол. Совершенное в первый раз священное В. над Димитрием Ивановичем вполне соответствовало древнейшему греческому чиноположению, с небольшими изменениями. Во второй раз увидела Москва обряд венчания в 1547 году, когда венчался на царство Иоанн Васильевич IV. Кроме барм (см. это слово) и шапки мономаховой, на царя возлагались и другие знаки царского достоинства; так, при венчании на царство Иоанна Грозного митрополит возложил на него «крест от Животворящего Древа», золотую цепь и подал в руки скипетр. При венчании Бориса Годунова к указанным украшениям прибавилось «яблоко», или держава, которое вручил ему патриарх, со словами: «Сие яблоко знамение твоего царствия: яко убо яблоко сие, приим в руце свои держиши, тако держи и вся царствия, данныя тебе от Бога, соблюдая их от врагов непоколебимо». Наибольшую полноту греческого чиноположения представляет В. царя Федора Алексеевича. Патриарх спрашивал его: «Како веруеши и исповедуеши Отца и Сына и Св. Духа?». И царь торжественно прочитал Символ веры. Кроме вышеупомянутых знаков царского достоинства, по примеру греческих царей, на него возложена была царская одежда. После миропомазания царь был введен в алтарь Царскими вратами и там причастился, тогда как раньше царь причащался пред Царскими вратами.

К числу чисто русских особенностей, вошедших в состав древнего царского чина В. на царство, следует отнести прежде всего поучение, которое говорил представитель Церкви коронуемому и которое входило, как существенная часть, в состав самого чина венчания. Особенности бытовые: 1) осыпание коронованного золотыми и серебряными деньгами (оно повторялось несколько раз и заимствовано из брачного ритуала); 2) оберегание царского пути, чтобы никто его не перешел и не оставил дурного следа, что также связывается с обычаем оберегания пути новобрачных в свадебных обрядах; 3) опоясание шитым полотенцем и 4) хождение ко гробам предков. За время от 1546 г. до начала коронования царских В. было 9: Иоанна IV, Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Лжедимитрия, Василия Шуйского, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Иоанна и Петра Алексеевичей. Следует еще упомянуть о царском В. Марины Мнишек, невесты Лжедимитрия I, происходившем 9 мая 1606 года, тоже в Успенском соборе, как и все прочие. Патриарх, обменявшись речью с Лжедимитрием, возложил на Марину животворящий крест, бармы и венец. Ей также пелось многолетие, и на литургии патриарх украсил ее цепью Мономаха, совершил миропомазание и причастил. Что касается чина коронования императорского, то он воспроизводит греческое церковное В. в полнейшей и законченной форме его. По примеру греческих, и русские императоры стали приобщать к священному В. и миропомазанию своих супруг. Отличие императорского коронования от царского В. состоит в том, что императорская мантия, или порфира, с цепью ордена св. Андрея Первозванного, заменила древнюю царскую одежду с бармами и золотою цепью. Императорская корона заменила древнюю шапку или венец Мономахов. С другой стороны, вследствие замены представительства церкви в едином лице патририарха представительством соборным в учреждении синода, в самом чине В. произошли некоторые перемены. Так как в частности ни один епископ, хотя бы и член синода, не соединяет в себе достоинства, соответствующего царской чести и власти, то государь восседает на троне не с первенствующим епископом, а с государыней; он сам возлагает на себя корону и сам же возносит ее на главу государыни.

Читайте также:  Что символизирует свадебный ритуал разбивания женихом бокала у евреев

Первое коронование было совершено в 1724 г. над Екатериною I, супругою Петра Великого, и установленный чин коронования с тех пор остался неизменным до последнего времени. При коронованиях введен обычай выдавать участникам медали с изображением коронуемого и в память коронации.

Ср.: «Чины царских венчаний» в «Собр. госуд. грамот и договоров», т. II и III и в VII т. «Российской Вивлиофики»; «Акты археогр. экспед.», т. II (чин венчания Василия Ивановича Шуйского); «Полное Собрание Законов», т. II, № 648 (чин венчания Федора Алексеевича) и № 931 (чин венчания Иоанна и Петра Алексеевичей), и, след. тома (под 1724, 1727, 1730, 1741, 1761, 1762, 1796, 1801, 1826, 1856, 1882 гг. — чин коронований); Успенский, «Опыт о древностях Российских» (Харьков, 1818); Китаев, «О священном венчании и помазании царей на царство» (С.-Петербург, 1847); Горский, «О священнодействии венчания и помазания царей на царство» (Москва, 1882); Е. В. Барсов, «Древние русские памятники священного венчания царей на царство, в связи с греческими их оригиналами», с введением, в «Чтен. моск. общ. ист. и древн.», 1883, № 1; Белозерская, «Царское венчание в России», в «Русской Мысли» за 1883 г., №№ 4 и 5.

Ивана IV на царство в …. году:

А. 1547 г. Б. 1545 г. В. 1548 г. Г. 1550 г. Д. 1538 г. Е. 1530 г.

5. В Избранную раду Ивана IV входили:

А. князь А.М. Курбский

Б. придворный священник Сильвестр

В. незнатный вотчинник А.Ф. Адашев

Г. верно все указанное

6. Сословно-представительной монархией Россия после того, как:

А. был созван первый Земский собор

Б. начала свою деятельность Избранная рада

В. было частично ограничено местничество

Читайте также:  Как снять обряд черного венчания

Г. была ликвидирована система боярских кормлений

7. В борьбе с боярским самовластием в 50-х гг. XVI веке царь:

А. частично ограничил местничество

Б. ликвидировал систему боярских кормлений

В. создал органы местного самоуправления

Г. сократил привилегии крупных феодалов

Д. верно все указанное

8. В работе Земских соборов в XVI – XVII вв. участвовали:

В. торговцы и ремесленники

9. Годы: 1497, 1581, 1597, 1649 – отражает основные этапы:

А. борьбы России за выход к морю

Б. образование Российского централизованного государства

В. борьбы Руси за независимость от Золотой Орды

Г. закрепощения крестьян

10. Храм Василия Блаженного в Москве был построен в память:

А. освобождения Москвы от поляков в годы Смуты в 1612 году

Б. победы в Отечественной войне 1812 года

В. взятия Казани в 1552 года

Г. прекращения зависимости Руси от Золотой Орды

Как назывался существовавший в России с XV в. порядок назначения

Должностных лиц с учетом знатности их происхождения и заслуг

предков:

А. кормлением Б. опричниной В. местничеством Г. земством

12. В итоге Ливонской войны (1558 – 1583 гг.) Россия потеряла:

А. крепости Нарву, Ям, Копорье, Иван-город

Б. побережье Каспийского моря

В. Новгород и Псков

Г. Смоленск и Чернигово-Северские земли

Установите соответствие между именами известных исторических

личностей и сферами их деятельности:

А. Иосиф Волоцкий Б. Иван Пересветов В. Иван Федоров Г. Алексей Адашев 1) государственный деятель 2) первопечатник 3) монах, писатель 4) публицист 5) иконописец

14. Вставьте ключевое слово в следующее высказывание:

В русском государстве XVI – XVII вв. крестьяне при их уходе от землевладельца в Юрьев день выплачивали … — особый денежный сбор. … было введено Судебником 1497 г. и исчезло с полным закрепощением крестьян.

Где и когда произошло венчание на царство Ивана IV. Какой у него был

титул. Какие знаки царской власти он получил при венчании:

Б. в январе 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля; «царь и великий князь

РОССИЯ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV ГРОЗНОГО ТЕСТ 7.

1. При Елене Глинской были проведены следующие мероприятия:

А. массовые казни и ссылки бояр

Б. учреждение патриаршества

В. предоставление льгот и привилегий купцам и ремесленникам

Г. строительство новых укреплений к югу от Москвы

Д. сооружение Китайгородской стены

2. Венчание Ивана IV на царство произошло:

А. в 1533 г. Б. в 1530 г. В. в 1547 г. Г. в 1551 г.

С детских лет Иван IV любил читать книги. Особенно его интересовали

Читайте также:  Как проводится обряд сватовства невесты

сюжеты:

Б. о величии царей

В. об особом предназначении верховной власти

Г. верно все указанное

4. Во время восстания в Москве в 1547 г. Иван IV:

А. вышел на площадь объясниться с народом

Б. испытал страх и уехал в село Воробьево

В. выдал одного из Глинских и самолично его казнил

Г. разгневался и казнил каждого десятого из восставших

Д. всех участников помиловал и на 3 года отменил налоги с москвичей

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

венчание на царство — коронование, воцарение, вступление на престол, восшествие на престол, коронация, возведение на престол Словарь русских синонимов. венчание на царство сущ., кол во синонимов: 6 • возведение на престол … Словарь синонимов

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО — (чин коронации) торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами … Юридическая энциклопедия

Венчание на царство — торжественное, носившее сакральный характер принятие монархом символов принадлежащей ему власти. Государственный акт Венчания на царство декларировал территориальную целостность Русского государства, политический суверенитет и единство русской… … Москва (энциклопедия)

Венчание на царство — торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о В. государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, В.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО — (чин коронации), торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами. Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем дошло… … Русская история

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО — см. ст. Царь … Православная энциклопедия

Венчание на царство Лжедмитрия I — состоялось в 1605 году. В отличие от всех остальных коронационных церемоний в Московском Царстве, порядок коронации Лжедмитрия I был тройной: традиционные шапку Мономаха и бармы в Успенском соборе возложил Патриарх Игнатий, затем он же возложил… … Википедия

ВЕНЧАНИЕ — христианский обряд возложения венца (короны) на головы верующих при вступлении их в церковный брак, а также при коронации монархов (венчание на царство) … Большой Энциклопедический словарь

венчание — я; ср. к Венчаться (1 2 зн.). ◁ Венчальный, ая, ое (2 зн.). В. обряд. В ое платье. В ые свечи. * * * венчание 1) христианский обряд возложения венца (короны) на головы вступающих в церковный брак. 2) Торжественное, носившее сакральный характер… … Энциклопедический словарь

Венчание — церк. обряд бракосочетания. Назван так потому, что над головами брачующихся держат венцы (короны). В обряде В. в самом факте увенчания молодых пересеклись чисто церк. и рус. фольклорные обрядовые традиции. Фольклорный характер носят мн. приметы,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector