В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Кто разработал обряд венчания на царство?».
Торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о В. государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, В. первых византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на престол прежних римских императоров. Оно происходило не только в храме, но и на поле, и в ипподроме. Избранного возводили обыкновенно на возвышение, поднимали его на щите среди сомкнутых рядов воинов, облачали в царскую одежду и возлагали на чело диадему. Со щитом и копьем в руках он объявлял милости и говорил речь к народу. Коронованный на поле император ехал в церковь, здесь слушал литургию, и по окончании ее на его голову возлагался венец, обыкновенно самим патриархом. При этом государь давал клятву беречь св. веру, заботиться об упрочении мира, о возвеличении империи и церкви и т. д. В X веке церковь провозглашала императора святым, т. е. освященным в своей власти для мира своего царства; в том же X веке явилось и внешнее действие этого освящения — миропомазание, основание для которого представляла церковь Ветхозаветная.
В России «первовенчанником» был Димитрий, внук Иоанна III (4 февраля 1498 года). До конца XV века и летописи, и другие памятники говорят только о чине «вокняжения», и притом весьма кратко. Можно только предполагать, что обряд вокняжения, или восседания на «золотом отнем столе» («Слово о полку Игореве»), совершался в храме главного города, при посредстве митрополита и участии светских сановников, наподобие возведения епископа на епископский стол. Совершенное в первый раз священное В. над Димитрием Ивановичем вполне соответствовало древнейшему греческому чиноположению, с небольшими изменениями. Во второй раз увидела Москва обряд венчания в 1547 году, когда венчался на царство Иоанн Васильевич IV. Кроме барм (см. это слово) и шапки мономаховой, на царя возлагались и другие знаки царского достоинства; так, при венчании на царство Иоанна Грозного митрополит возложил на него «крест от Животворящего Древа», золотую цепь и подал в руки скипетр. При венчании Бориса Годунова к указанным украшениям прибавилось «яблоко», или держава, которое вручил ему патриарх, со словами: «Сие яблоко знамение твоего царствия: яко убо яблоко сие, приим в руце свои держиши, тако держи и вся царствия, данныя тебе от Бога, соблюдая их от врагов непоколебимо». Наибольшую полноту греческого чиноположения представляет В. царя Федора Алексеевича. Патриарх спрашивал его: «Како веруеши и исповедуеши Отца и Сына и Св. Духа?». И царь торжественно прочитал Символ веры. Кроме вышеупомянутых знаков царского достоинства, по примеру греческих царей, на него возложена была царская одежда. После миропомазания царь был введен в алтарь Царскими вратами и там причастился, тогда как раньше царь причащался пред Царскими вратами.
К числу чисто русских особенностей, вошедших в состав древнего царского чина В. на царство, следует отнести прежде всего поучение, которое говорил представитель Церкви коронуемому и которое входило, как существенная часть, в состав самого чина венчания. Особенности бытовые: 1) осыпание коронованного золотыми и серебряными деньгами (оно повторялось несколько раз и заимствовано из брачного ритуала); 2) оберегание царского пути, чтобы никто его не перешел и не оставил дурного следа, что также связывается с обычаем оберегания пути новобрачных в свадебных обрядах; 3) опоясание шитым полотенцем и 4) хождение ко гробам предков. За время от 1546 г. до начала коронования царских В. было 9: Иоанна IV, Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Лжедимитрия, Василия Шуйского, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Иоанна и Петра Алексеевичей. Следует еще упомянуть о царском В. Марины Мнишек, невесты Лжедимитрия I, происходившем 9 мая 1606 года, тоже в Успенском соборе, как и все прочие. Патриарх, обменявшись речью с Лжедимитрием, возложил на Марину животворящий крест, бармы и венец. Ей также пелось многолетие, и на литургии патриарх украсил ее цепью Мономаха, совершил миропомазание и причастил. Что касается чина коронования императорского, то он воспроизводит греческое церковное В. в полнейшей и законченной форме его. По примеру греческих, и русские императоры стали приобщать к священному В. и миропомазанию своих супруг. Отличие императорского коронования от царского В. состоит в том, что императорская мантия, или порфира, с цепью ордена св. Андрея Первозванного, заменила древнюю царскую одежду с бармами и золотою цепью. Императорская корона заменила древнюю шапку или венец Мономахов. С другой стороны, вследствие замены представительства церкви в едином лице патририарха представительством соборным в учреждении синода, в самом чине В. произошли некоторые перемены. Так как в частности ни один епископ, хотя бы и член синода, не соединяет в себе достоинства, соответствующего царской чести и власти, то государь восседает на троне не с первенствующим епископом, а с государыней; он сам возлагает на себя корону и сам же возносит ее на главу государыни.
Первое коронование было совершено в 1724 г. над Екатериною I, супругою Петра Великого, и установленный чин коронования с тех пор остался неизменным до последнего времени. При коронованиях введен обычай выдавать участникам медали с изображением коронуемого и в память коронации.
Ср.: «Чины царских венчаний» в «Собр. госуд. грамот и договоров», т. II и III и в VII т. «Российской Вивлиофики»; «Акты археогр. экспед.», т. II (чин венчания Василия Ивановича Шуйского); «Полное Собрание Законов», т. II, № 648 (чин венчания Федора Алексеевича) и № 931 (чин венчания Иоанна и Петра Алексеевичей), и, след. тома (под 1724, 1727, 1730, 1741, 1761, 1762, 1796, 1801, 1826, 1856, 1882 гг. — чин коронований); Успенский, «Опыт о древностях Российских» (Харьков, 1818); Китаев, «О священном венчании и помазании царей на царство» (С.-Петербург, 1847); Горский, «О священнодействии венчания и помазания царей на царство» (Москва, 1882); Е. В. Барсов, «Древние русские памятники священного венчания царей на царство, в связи с греческими их оригиналами», с введением, в «Чтен. моск. общ. ист. и древн.», 1883, № 1; Белозерская, «Царское венчание в России», в «Русской Мысли» за 1883 г., №№ 4 и 5.
Ивана IV на царство в …. году:
А. 1547 г. Б. 1545 г. | В. 1548 г. Г. 1550 г. | Д. 1538 г. Е. 1530 г. |
5. В Избранную раду Ивана IV входили:
А. князь А.М. Курбский
Б. придворный священник Сильвестр
В. незнатный вотчинник А.Ф. Адашев
Г. верно все указанное
6. Сословно-представительной монархией Россия после того, как:
А. был созван первый Земский собор
Б. начала свою деятельность Избранная рада
В. было частично ограничено местничество
Г. была ликвидирована система боярских кормлений
7. В борьбе с боярским самовластием в 50-х гг. XVI веке царь:
А. частично ограничил местничество
Б. ликвидировал систему боярских кормлений
В. создал органы местного самоуправления
Г. сократил привилегии крупных феодалов
Д. верно все указанное
8. В работе Земских соборов в XVI – XVII вв. участвовали:
В. торговцы и ремесленники
9. Годы: 1497, 1581, 1597, 1649 – отражает основные этапы:
А. борьбы России за выход к морю
Б. образование Российского централизованного государства
В. борьбы Руси за независимость от Золотой Орды
Г. закрепощения крестьян
10. Храм Василия Блаженного в Москве был построен в память:
А. освобождения Москвы от поляков в годы Смуты в 1612 году
Б. победы в Отечественной войне 1812 года
В. взятия Казани в 1552 года
Г. прекращения зависимости Руси от Золотой Орды
Как назывался существовавший в России с XV в. порядок назначения
Должностных лиц с учетом знатности их происхождения и заслуг
предков:
А. кормлением Б. опричниной | В. местничеством Г. земством |
12. В итоге Ливонской войны (1558 – 1583 гг.) Россия потеряла:
А. крепости Нарву, Ям, Копорье, Иван-город
Б. побережье Каспийского моря
В. Новгород и Псков
Г. Смоленск и Чернигово-Северские земли
Установите соответствие между именами известных исторических
личностей и сферами их деятельности:
А. Иосиф Волоцкий Б. Иван Пересветов В. Иван Федоров Г. Алексей Адашев | 1) государственный деятель 2) первопечатник 3) монах, писатель 4) публицист 5) иконописец |
14. Вставьте ключевое слово в следующее высказывание:
В русском государстве XVI – XVII вв. крестьяне при их уходе от землевладельца в Юрьев день выплачивали … — особый денежный сбор. … было введено Судебником 1497 г. и исчезло с полным закрепощением крестьян.
Где и когда произошло венчание на царство Ивана IV. Какой у него был
титул. Какие знаки царской власти он получил при венчании:
Б. в январе 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля; «царь и великий князь
РОССИЯ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV ГРОЗНОГО ТЕСТ 7.
1. При Елене Глинской были проведены следующие мероприятия:
А. массовые казни и ссылки бояр
Б. учреждение патриаршества
В. предоставление льгот и привилегий купцам и ремесленникам
Г. строительство новых укреплений к югу от Москвы
Д. сооружение Китайгородской стены
2. Венчание Ивана IV на царство произошло:
А. в 1533 г. Б. в 1530 г. | В. в 1547 г. Г. в 1551 г. |
С детских лет Иван IV любил читать книги. Особенно его интересовали
сюжеты:
Б. о величии царей
В. об особом предназначении верховной власти
Г. верно все указанное
4. Во время восстания в Москве в 1547 г. Иван IV:
А. вышел на площадь объясниться с народом
Б. испытал страх и уехал в село Воробьево
В. выдал одного из Глинских и самолично его казнил
Г. разгневался и казнил каждого десятого из восставших
Д. всех участников помиловал и на 3 года отменил налоги с москвичей
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
венчание на царство — коронование, воцарение, вступление на престол, восшествие на престол, коронация, возведение на престол Словарь русских синонимов. венчание на царство сущ., кол во синонимов: 6 • возведение на престол … Словарь синонимов
ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО — (чин коронации) торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами … Юридическая энциклопедия
Венчание на царство — торжественное, носившее сакральный характер принятие монархом символов принадлежащей ему власти. Государственный акт Венчания на царство декларировал территориальную целостность Русского государства, политический суверенитет и единство русской… … Москва (энциклопедия)
Венчание на царство — торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о В. государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, В.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО — (чин коронации), торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами. Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем дошло… … Русская история
ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО — см. ст. Царь … Православная энциклопедия
Венчание на царство Лжедмитрия I — состоялось в 1605 году. В отличие от всех остальных коронационных церемоний в Московском Царстве, порядок коронации Лжедмитрия I был тройной: традиционные шапку Мономаха и бармы в Успенском соборе возложил Патриарх Игнатий, затем он же возложил… … Википедия
ВЕНЧАНИЕ — христианский обряд возложения венца (короны) на головы верующих при вступлении их в церковный брак, а также при коронации монархов (венчание на царство) … Большой Энциклопедический словарь
венчание — я; ср. к Венчаться (1 2 зн.). ◁ Венчальный, ая, ое (2 зн.). В. обряд. В ое платье. В ые свечи. * * * венчание 1) христианский обряд возложения венца (короны) на головы вступающих в церковный брак. 2) Торжественное, носившее сакральный характер… … Энциклопедический словарь
Венчание — церк. обряд бракосочетания. Назван так потому, что над головами брачующихся держат венцы (короны). В обряде В. в самом факте увенчания молодых пересеклись чисто церк. и рус. фольклорные обрядовые традиции. Фольклорный характер носят мн. приметы,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Читайте также: