Для чего соблюдают церковные обряды

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Для чего соблюдают церковные обряды?».

Славянское слово «обряд» само по себе означает «наряд», «одежда» (можно вспомнить, например, глагол «обряжать»). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.

Условно все обряды делятся на три вида:

1. Обряды богослужебные — священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.

2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан: поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

Мы думаем, что если соблюдаем обряды церковные, если часто ходим в церковь и ставим свечи, то все благополучно, и не замечаем, что жизнь наша построена не по заповедям Христовым. что работаем не духу, а плоти.

Апостол Матфей

В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями, ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма, если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы (Мф.12:1-8).

Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать, и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою, таким образом, вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

Читайте также:  Кто должен присутствовать на обряде крещения

И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится, оставьте их: они – слепые вожди слепых, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления это оскверняет человека, а есть неумытыми руками – не оскверняет человека (Мф.15:1-20).

Святитель Лука Крымский

Мы часто не замечаем, что общее направление нашей жизни совсем не таково, как должно быть по заповедям Христовым. Мы думаем, что если соблюдаем обряды церковные, если часто ходим в церковь и ставим свечи, то все благополучно, и не замечаем, что жизнь наша построена не по заповедям Христовым, не замечаем, что работаем не духу, а плоти, не замечаем того, что все стремления наши направлены к благополучию и приятности жизни, не замечаем того, что мы не духовны, а душевны. Не замечаем мы главных грехов наших: глубоко лживые, непрестанно лгущие не замечают этого за собой, привыкшие к блуду считают этот позорный грех неважным, сребролюбцы продолжают предаваться этой страсти; тщеславные и гордые, превозносящиеся над ближними своими и осуждающие их, не замечают смертных грехов осуждения и гордости.

Народ отвык от богослужений… лишь сохраняется обрядоверие

Со скорбью пишет архиепископ Лука Святейшему Патриарху Алексию о положении дел в селах епархии: «По воскресеньям и даже праздничным дням храмы и молитвенные дома почти пустуют. Народ отвык от богослужений и кое-как лишь сохраняется обрядоверие. О венчании браков, об отпевании умерших народ почти забыл. Очень много некрещеных детей. А между тем, по общему мнению священников, никак нельзя говорить о потере веры в народе. Причина отчуждения людей от Церкви, от богослужений и проповедей лежит в том, что верующие лишены возможности посещать богослужения, ибо в воскресные дни и даже в великие праздники в часы богослужений их принуждают исполнять колхозные работы или отвлекают от церкви приказом привести скот для ветеринарного осмотра, устройством так называемых «воскресников». Это бедственное положение Церкви может быть изменено только решительными мероприятиями Центрального Правительства».

Читайте также:  Как называется обряд изгнания дьявола

Христианский дух… стал постепенно угасать, уступая место обрядоверию

Схиигумен Иоанн (Алексеев)

Человеку проще выполнять какие-то формальные требования, чем следить за своим внутренним духовным ростом. В этом корень фарисейства и обрядоверия. Почти у всех понятие о духовной жизни сводится к внешнему подвижничеству. Но внешнее подвижничество нужно как средство к достижению внутренней духовной жизни.

Церковнославянский словарь

* Обря́д – внешнее выражение внутреннего содержания богослужения, священнодействие, совершаемое по определенному чину, т.е. порядку, возглавляемое священнослужителем и имеющее видимое и духовно-символическое содержание. Обряды также являются внешними знаками совершения Церковных Таинств. Церковные обряды, необходимы для человека, так как человеческая природа нуждается в видимых символических действиях, помогающих почувствовать действие Божественной благодати.

18:21, 1 Декабрь 2012

Здравствуйте, дорогой друг!

Наверное, Вы согласитесь, что сегодня в мире (особенно в странах постсоветского периода) проявляется большой интерес к религиозным обрядам. В христианстве это сильно заметно.

К примеру, статистика в России по венчанию на 2012 год показывает 87%. Крещение тоже не на последнем месте:

«У нас до 80% заявляют, что они православные, а в храм ходят, дай Бог, 10%. Если человек не понимает, для чего крестится – он вряд ли еще раз придет в церковь», – высказался в прессе настоятель храма Всемилостивого Спаса протоиерей Александр Ильяшенко.

Для чего нужны религиозные обряды? Почему люди отдают предпочтение обрядам, даже не зная, для чего это надо? Заповедал ли нам Господь обряды, или сами люди их придумали и превратили в традиции?

У нас, в церкви христиан адвентистов 7 дня, тоже есть традиционные обряды, о которых можем прямо сейчас узнать из Библии, это – обряд крещения, смирения и Вечери Господней.

Недавно я проводила урок о трех типах духовности человека. Конечно, людям со стороны нелегко понять, как работает Дух Святой в каждом человеке. И я просто не стала заострять внимание на этом важном аспекте.

Истинно верующие люди знают, что без Духа Святого, без Его живительной силы не может быть и речи о духовности человека. Поэтому, третий тип духовности человек приобретает только в том случае, если наряду с образовательным процессом, с процессом самовоспитания идет процесс влияния Духа Святого.

Читайте также:  Как вызвать духов ритуалы

Так вот, Библейские обряды, которые предписывает Слово Божье, помогают человеку приобрести духовную силу и спасение. Причем, обряды не гарантируют спасение, но они вскрывают внутреннее содержание человека.

Приведу пример собственного опыта. Когда я пришла в церковь АСД, меня поразило то, что здесь соблюдают обряд ногоомовения. Насколько я знала тогда, в протестантских церквах этого не делают. А протестантская церковь, по моему разумению в то время – это прогрессивная церковь.

Сначала мне было интересно, и я приняла этот обряд, предварительно выяснив с пастором библейскую основу этого предписания. Но постепенно, особенно, когда я переехала в другой город и пошла в новую для меня общину, этот обряд стал вызывать неприятие во мне.

И я молилась Господу, исследовала Библию, искала причину того, что появилось у меня на сердце. И Господь открыл мне, что обряд ногоомовения учит человека смирению. Я считала себя смирившейся пред Господом, но Господь открыл мне, что истинное смирение проявляется и в отношениях с людьми.

И когда Господь открыл мне мой грех тщеславия и гордыни, которые я не осознавала, тогда мне стало легко и радостно. И обряд ногоомовения стал приносить истинное удовольствие служения Богу и людям.

О том, что обряд ногоомовения еще называется обрядом смирения, дорогой друг, я узнала только сегодня. И это меня тоже потрясло потому, что Господь открыл мне Духом Святым то, что от людей я до сего дня еще не слышала.

И теперь я еще одним свидетельством собственного опыта могу подтвердить, что если соблюдать только форму обряда, то содержание потеряется и никакой пользы душе человека не принесет.

Содержат ли обряды таинство? И в этом вопросе я так же поняла, что таинство происходит в самом человеке – в Библии никаких тайн нет, там все открыто для людей. Таинство – это средство излития благодати Божьей в душу человека.

Некрещеный человек является ли дитем Божьим? Если человек считает себя недостойным крещения, то надо ли ему креститься или надо ждать, когда он будет достоин? Кто может, и кто должен совершать таинство смирения? Кому позволено принимать участие в Вечере Господней? Превращается ли хлеб в Тело, а вино – в Кровь Христа, или это – символы?

Вы можете подписаться на бесплатную рассылку новостей блога, чтобы получать на электронную почту новые материалы.

Ваши данные никогда не будут переданы третьим лицам.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector