Где совершались языческие обряды

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Где совершались языческие обряды?».

Мифология древних славян была тесно связана с природой. Наши предки жили в симбиозе со стихиями, а их обряды и ритуалы были призваны подчеркнуть это единство. Исследователи отмечают, что амплитуда характера религиозных традиций славян была довольна широка: от мирных сельскохозяйственных до жестоких и кровопролитных культов.

Отголоском славянской древности было почитание Рода; именно он посылал с неба на землю души людей. Род считался покровителем мужчин, а о женщинах заботились его дочери – рожаницы. Среди рожаниц известны две: Лада и её дочь Леля.

В Вятской губернии на Великий четверг до восхода солнца нагая хозяйка дома должна была бежать со старым горшком на огород и опрокидывать его на кол: горшок оставался в таком положении на колу в течение всего лета — это охраняло кур от хищной птицы.

Ярилин день отмечался 27 апреля. В этот день девушку сажали на белого коня, которого водили вокруг ритуального столба или дерева на высоком месте. Затем коня привязывали и водили вокруг хоровод, воспевая приход весны. Второй праздник, посвященный Яриле, отмечался в середине лета перед Петровским постом. На этот раз божество изображал юноша, одетый в белые одежды, украшенный лентами и цветами. Он возглавлял праздник, который заканчивался угощением и народным гулянием.

Богом огня был Сварог (другие его имена Святовит, Радегаст) и его сын Сварожич. Огонь считался у славян священным. В него нельзя было плевать, бросать нечистоты. При горящем огне запрещалось сквернословить. Огню приписывались целебные и очистительные свойства. Больного человека проносили через огонь, в котором должны были погибнуть злые силы. Жениха и невесту перед свадьбой проводили между двумя кострами, чтобы очистить и защитить будущую семью от возможной порчи.

Битьё посуды на современных свадьбах – отголосок поклонения Сварогу, только прежде били горшки о печь.

В прежние времена Перынь была островом, но в 1960-х годах водный режим был нарушен строительством насыпной дамбы. В результате река вокруг Перыни обмелела и остров объединился с берегом. В киевском святилище, устроенном князем Владимиром Святославичем в 980 году, находились несколько идолов: деревянный Перун с серебряной головой и золотыми усами, Хорс, Дажбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь. О жертвах, которые приносились этим богам, имеются свидетельства в ряде зарубежных источников.

Византийский хронист Лев Диакон (середина X в.) повествует об осаде византийцами князя Святослава в городе Доростол. Автор называл всех северных варваров скифами, но, конечно, настоящих скифов уже не существовало, и речь идёт именно о язычниках-славянах и русах:

Мудрость предков, заложенная в древнеславянские языческие обряды, была настолько очевидна, что многие из них стали основой современных народных праздников и традиций. И хотя язычество как религиозная форма верований на Руси прекратило существование после принятия христианства, искоренить впитываемые с молоком матери устоявшиеся традиции из подсознания людей церковнослужителям по сей день не удалось – Вы сами можете убедиться.

Главный смысл всех проводимых древними славянами таинств состоял в том, чтобы привлечь к своим действиям внимание высших сил. Язычники веровали, что существует три необъятных параллельно существующих структуры бытия:

Чтобы обитатели миров могли взаимодействовать и сохранять гармонию в своих владениях как раз и проводились различные языческие ритуалы.

Человечество времен язычества было убеждено в том, что все окружающее пространство наполнено божествами и духами. Избранные жрецы племени приносили от имени народа жертвы своим незримым всемогущим соседям, которые относились согласно верованиям к четырем основным стихиям: воде, земле, огню и воздуху.

Каждое племя поклонялось своим собственным божествам и в этом была сила существующих на одной территории общин. Но и слабость их была налицо, поскольку родовые сообщества были немногочисленны и постоянно враждовали между собой, отстаивая свое право на свободное существование.

Читайте также:  Как проходит обряд похорон у мусульман

Ежедневно проводились ритуалы воздаяния почестей провозглашенным в племени Богам, потусторонним духам, старейшинам и славным предкам рода. Любое неправильное действие вершителей языческих таинств могло стать роковой ошибкой и повлечь страдания целой общины, и даже навлечь гибель на всех ее представителей, поэтому подготовка к ритуалам была долгой и скрупулезной, а главных исполнителей – волхвов – обучали своим обязанностям с младенчества.

Какие же языческие обряды древних славян, наиболее для них значимые, достались современникам как культурное наследие?

Попробуйте определить по содержанию!


Разнообразие языческих обрядов объяснялось их прямым предназначением: любое важнейшее событие в жизни рода и отдельных его представителей должно было получить одобрение посредством общения с духами природы, происходящего в момент специального ритуала. Самыми значимыми считались таинства:

Были и другие, не менее интересные старорусские обряды: братчина, банный обряд, тризна, обряд живого огня, прощание с чуром и даже похороны мух.

Поскольку в те далекие смутные времена смертность среди населения была чрезвычайно высока, а жизнь человеческая считалась лишь промежуточным этапом в существовании замкнутого в теле духа, ритуал погребения считался сверхважным, даже значимее, чем встреча новорожденного.

Через какое-то время, когда мировоззрение людей претерпело изменения, появился новый вариант погребального обряда. Люди приняли за догму утверждение о том, что душа человека не возрождается в другом существе, а направляется после смерти материальной оболочки на небеса.

Для создания связи между духами предков и почвой, дающей урожай, усопшего сжигали, прах хоронили, и над могилой строили сооружение, похожее на дом. После погребения славяне устраивали пир (который проводился в специально отведенные праздничные дни) и ритуальные бои.

Суть обряда Имянаречения заключалась в том, что человека посвящали в языческую веру. От выбранного имени зависел жизненный путь, образ жизни, род занятий и другие важные качества избранного, поэтому необходимо было быть полностью уверенным в нем. Данное языческое действие, проводимое жрецом, было своего рода перерождением. Во время его проведения вершитель таинства долго прислушивался к духам, которые изъявляли свою волю – даровали посвященному новое славянское имя, передаваемое через жреца.

Ритуал Раскрещивания имеет некоторое сходство с вышеописанным действием, но его суть несколько иная – через определенные этапы жрец помогает человеку забыть старое вероисповедание. Для проведения обряда отказнику необходимо привести трех особ, которые засвидетельствуют факт отречения.

Очищенный духовно, человек обязательно должен искупаться в открытом источнике, смывая с тела остатки прежней иноверной жизни.


Свадьба испокон веков считалась не только одним из самых значимых в жизни событий, но и крайне сложным в исполнении обрядом. От качества его проведения зависел успех дальнейшего продолжения объединяющихся родов. Славяне верили, что истинное предназначение человека – жить и продолжаться в детях для своих Богов. Свадьба состояла из основных и предварительных действий:

Иногда обговаривалось похищение (умыкание) невесты, тогда жених должен был заплатить за возлюбленную вено (выкуп ее отцу). За несколько дней до проведения основного свадебного ритуала пекся каравай со знаком плодородия и куриный пирог (символ денежного благополучия). Есть некоторые свадебные традиции которые рекомендуется соблюдать.

С переездом семьи в новую избу связано множество обрядов, поскольку предки были убеждены, что нечистая сила может последовать за молодыми и испортить им жизнь.

А вот и всем знакомый праздник:

В определенное время года язычники ходили по улицам и произносили заклинания от злых сил, осуществлялось это во время чествования Коляды (славянского Бога) и называлось, соответственно Колядование.

Компания ряженых ходила от дома к дому и пела песни, за которые весельчаки получали угощения. Их собирал один определенный человек – мехоноша. Мелодичный обряд был по нраву славянам, поэтому желающие принять в Колядовании участие, зачастую делились на несколько групп и устраивали соревнования – какая больше сладостей соберет.

Читайте также:  Как в буддизме проводится похоронный ритуал

Жатвенные ритуальные действа проводились на начало сбора урожая, когда сельскохозяйственные культуры созревали. Поскольку каждый вид выращиваемых людьми растений созревает в свое время, обрядов жатвы за летне-осенний период могло быть много.

Включали они целый комплекс таинств, начинался который зажинками, а заканчивался дожинками. Их суть заключалась в том, чтобы отблагодарить землю за подаренную пищу и попросить новый хороший урожайный год. Приветствовались язычниками и жертвоприношения Богам.

Никогда не будет лишним провести ритуалы на привлечения денег.


Славяне всегда очень хорошо относились к праздникам, отмечали их всегда радостно и весело, выполняли все необходимые ритуалы. Например, во время зимних святок, которые продолжались две недели, ключевыми элементами были люди, одетые в костюмы зверей и народные пляски в машкерах.

Обязательным были и устроения пиршеств, причем львиная доля яств и даров предназначалась Богам. Согласитесь, ничего плохого в таком почитании нет, чего не скажешь о более древнем обычае языческих племен – потребности в живой жертве.

Одной из важных составляющих ритуалов того периода являлось жертвоприношение: дабы задобрить Богов, предки приносили им еду, животных, вещи. Волхвы же, проводя свои ритуалы, не гнушались животной жертвой, якобы так духи быстрее выходили на контакт.

Случалось и так, что жертвами ставали сами люди, как вариант – в неурожайный год, или когда целому племени грозила явная угроза от завоевателей. Для определения судьбы жертвы – убить ли оставить жить – проводился жребий, то есть судьбу несчастного всегда решали Боги.

В защиту славянских языческих праздников и обрядов следует сказать, что какими бы нелепыми и даже варварскими они ни были, их можно оправдать той эпохой. Другое дело, что, чем совершенней становится народ, тем избирательней он должен относиться к своему культурному наследию: традициям, приметам, суевериям и пр. Помнить и знать историю своих предков потомки обязаны, а вот использовать накопленные знания следует с учетом глобальных перемен в жизни и мировом разуме человечества.


Фаминцын А. Божества древних славян. II. ЖЕРТВЕННЫЕ ОБРЯДЫ Западных славян.

Дошедшие до нас, в письменных памятниках, сведения о богослужебных обрядах западных славян относятся преимущественно к славянам балтийским. Известия же о жертвенных обрядах прочих западных славян чрезвычайно скудны, кратки и отрывочны. Чехи, по свидетельству Козьмы Пражского, ещё в XI столетии соблюдали удерживающийся у них со времен язычества обычай в известные дни приносить жертвы водам и закалывать животных в честь демонов. (Cosmas. Chrom. Bohem. 197). Козьма Пражский, по замечанию Воцеля, мог бы дать, в качестве непосредственного свидетеля, важные показания о состоянии язычества, не угасшего ещё в его время в Чехии, если бы, однако, не воспрепятствовала этому брезгливость христианского священника и чванная учёность, пренебрегавшая жизнью простого народа.

До настоящего времени сохранились у чехов обычаи, при известных обстоятельствах и в известные дни приносить жертвы стихиям или святым. Так, например, от каждой яствы полагается часть в огонь; при печении хлеба из новой ржи бросают в огонь кусок теста; при жертвенном и храмовом праздниках закалывают петуха и кровью его обрызгивают народ. (Grohmann. Albergl. a. Bohm. 41, 75, 103.).

В день святого Вита — 15 июня, ещё в XVII столетии, чешские простолюдины приносили этому святому чёрного петуха, пироги и вино, как жертвенные дары. Около того же времени, ещё в начале нынешнего столетия, многие крестьяне, заселявшие берега Эльбы, Изера и других рек, ходили на богомолье в Исполиновы горы. Мужчины несли чёрных петухов, а женщины — чёрных кур. Первых выпускали в лесу на волю, последних же топили в каком-нибудь озере, пруде или болоте. При этом преклоняли колени и молились.

Читайте также:  Как называется обряд имянаречения у мусульман

О богослужебных обрядах балтийских славян мы имеем известия более подробные и обстоятельные. По свидетельству Титмара, лютичи, выступая в поход, преклонялись перед идолами, а по счастливом окончании войны приносили им дары, причем гадали о том, какая именно жертва (приносимая чрез посредство жреца) будет благоугодна богам.

В Штетинском святилище также посредством метания деревянных жеребьев производились предвещания об удаче морских битв или грабежа. (Herbord. Vita. S. Ott. II, 32.) Предпринимая какое-либо дело, жители острова Руяны гадали и по первому встреченному животному: судя по оказавшимся признакам, или приводили намерение своё в исполнение, или же с грустью возвращались домой. (Saxo. Hist. Dan. 827).

К гаданиям же должны быть отнесены и чудесные явления, обнаруживавшиеся на озере Гломуци, о которых упоминает Титмар. Окрестные жители, вероятно, гадали, посыпая поверхность озера хлебными зёрнами, желудями, пеплом, или изливая в воду кровь. Озеро, как видно из слов летописца, покрытое перечисленными предметами, предвещало будущее.

Адам Бременский рассказывает, как жители Ретры в 1066 г. убили епископа Иоанна. Тело убитого было выброшено на улицу, голова же его, насаженная на шест, была принесена в жертву богу Редигасту. (Hist. eccl., 50.)

В Штетинской главной контине хранились чаши, которые в праздничные дни выносились оттуда и служили знатным людям для гадания и пирования. (Herbord. Vita. S. Ott. II, 32.).

О том, что храмовая служба у балтийских славян исполнялась, по словам Гельмольда, с особенным тщанием и благоговением, было говорено выше. Наибольшей подробностью отличается дошедшее до нас в сочинении Саксона Грамматика описание службы в честь Святовита Арконского, — в ней заключаются главные моменты богослужения: жертвоприношение, гадание, молитвы жреца и обращенные им к народу поучения, наконец, жертвенная трапеза с попойкой и увеселения народа; служение Святовиту в Арконском храме выработалось в совершенно специальную форму, в точности установленную и ежегодно в таком виде исполняемую. В таком же роде, хотя, разумеется, с местными специальными оттенками, было служение богам в Штетинском и Ретрском храмах (см. выше стр. 52) и в других местах.

Гельмольд говорит, что во двор святилища бога Прове допускались только жрецы, а также желавшие приносить жертву. (Chron. I, 83.).

Замечательно, что, по свидетельству Геродота, сходным образом чествовались на острове Делосе умершие гиперборейские девы: местные девушки и юноши, в виде чествования умерших дев, приносили на могилу свои волосы, намотанные на прялки (девушки) или на какое-либо растение (юноши). (Геродот. IV, 34). Вольский рассказывает, что чехи в 734 году, оплакивая смерть Любуши, бросали в возженный у её могилы огонь обрезанные волосы и ногти (M. Bielski. Kron. ws. sw. L. 220).

До сего времени в Черногории матери и сестры умершего отрезают свои косы и кладут их в могилу вместе с дорогим покойником. (Афанасьев. Поэт. воз. I, 117.)

Фаминцын А. Божества древних славян. II. Жертвенные обряды. Молитвы, жертвоприношения с гаданиями. Жертвенные обряды восточных славян

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector