Почему все обряды православной церкви совершаются ночью

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Почему все обряды православной церкви совершаются ночью?».

Суеверия, связанные с похоронами

Некрофобия, то есть боязнь покойников и того, что с ними связано, порождает множество предрассудков, так или иначе влияющих на поведение суеверов на похоронах и поминках. Например, невежественные люди верят в то, что если усопший не отпет, то его душа будет блуждать по земле, не находя себе покоя; погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня; кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого.

Этот первобытный магический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти. Православные христиане должны объяснять придерживающимся вышеперечисленных обычаев тщетность всех этих суеверий и предупреждать о том, что они опасны для их собственной души, а также бесполезны, а то и вредны для усопшего.

Неверие и суеверия Атеизм. Неверие Безбожие — основная из великих религий мира. Амброз Бирс (1842–1914?), американский писатель Атеизм — это тонкий лед, по которому один человек пройдет, а целый народ ухнет в бездну. Фрэнсис Бэкон (1561–1626), английский философ Атеизм

Суеверия Суеверие в мелочах видит волю богов. Тит Ливий (59 до н. э. — 17 н. э.), римский историк Суеверие — религия слабых умов. Эдмунд Берк (1729–1797), английский публицист и философ Суеверия — это поэзия жизни. Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832), немецкий поэт Суеверие

Приметы и суеверия Автору этих строк известно множество связанных с деньгами примет, которыми в быту часто пользовалась его бабушка. Но вот являются ли эти приметы чистое еврейскими или были позаимствованы ею у русских и украинских соседей, мне, увы, неизвестно. И потому

Глава 4 СУЕВЕРИЯ Японские суеверия. — Человеческие жертвоприношения. — Классическое гадание. — Другие формы гадания. — Несчастливые годы и дни. — Дети. — Зовущий листок. — Бимбогами. — Хорошие и плохие приметы, связанные с бабочками. Японские суеверияВопрос о

Легенды, суеверия БРОНЗОВАЯ СТАТУЯ МИШЕЛЯ МОНТЕНЯ.Писатель и философ эпохи Возрождения сидит, улыбаясь и закинув ногу на ногу. К нему приходят, чтобы… подержать философа за правую туфлю. Есть поверие, что если прикоснуться к ней, загадать желание и произнести «Салют,

Камни и суеверия Кто не знает суеверий, связанных с драгоценными камнями! Их — множество, и они поистине вековые. Со временем многие поверья забываются, но это почти не относится к представлениям, которые окружают мир камня завесой мистики. Вот, к примеру, один из

Глава 4 СУЕВЕРИЯ Японские суеверия. — Человеческие жертвоприношения. — Классическое гадание. — Другие формы гадания. — Несчастливые годы и дни. — Дети. — Зовущий листок. — Бимбогами. — Хорошие и плохие приметы, связанные с бабочками. Японские суеверияВопрос о

Приметы и суеверия 1. Опасные приметы2. Полезные суеверия3. Суеверия неверные, но полезные4. Почему умер Наполеон?5. Разгадка

2. Полезные суеверия Некоторые думают, будто в давние времена наши необразованные предки с трудом отделяли правду ото лжи, а потому и доверялись суевериям. Вряд ли такое мнение справедливо. Давным-давно подмечено: есть истинная вера, а есть суеверие, то есть вера суетная,

1 Объясните пожалуйста почему я не могу посетить церковь ночью.

2 Позвонив в церковь ночью ответил сторож сказав, что священники тоже люди и хотят спать а как же спасение души своей или чьей-то, ведь в церковь обращаются не с простыми вопросами особенно ночью.

3 Придя в церковь ночью и попросив священника вызывают наряд милиции: вопрос священники работают в милиции или лучше не ходить в церковь, чтоб не-было проблем, а отсюда вопрос зачем нам церковь.

Приветствую Вас, Брат Вячеслав!

Читайте также:  Как происходит обряд крещения взрослого человека

Господь сотворил день для труда, а ночь для отдыха. И так должен жить всякий нормальный человек. Верно то, что мы нуждаемся в дежурных службах, потому что есть некоторые дела, которые можно выполнять ночью, и есть несчастные случаи, которые требуют немедленного участия, в том числе и ночью.

Нормальный человек не будет тревожить другого в ночное время, разве что ситуация действительно не терпит отлагательства. Но в таком случае нормальный сторож и нормальный священник откликнутся в любое время суток. И мне приходилось вставать ночью и идти на помощь нуждающимся, и знаю многих других священнослужителей, которые готовы в любой момент дня и ночи уделить свое время тому, кто действительно в том нуждается.

Однако хотя священнослужители и призваны быть первыми, к кому обращаются прихожане, тем не менее, они имеют свои ограниченные функции. Существуют другие социальные экстренные службы, которые несут ночное дежурство. Священнослужитель в первую очередь заботится о душе человека. Сломавшаяся машина, приступ болезни или ранение, решение правовых вопросов, желание пищи или ночлега — всё это может быть важным и насущным, однако для всего этого существуют другие службы, которые для этих целей имеют все необходимые знания и инструменты. Конечно же, бывают ситуации, когда не к кому больше обратиться, и приходится рассчитывать на помощь любого человека, пусть даже и не квалифицированного для того. Но это — исключительные ситуации, которые, обычно, понятны и для сторожа храма, и для наряда милиции, который может быть вызван непонятливым или обеспокоенным сторожем храма.

Подведем итог: (1) нормальные люди решают свои вопросы днем, а ночью спят; (2) если ночью у Вас случилась экстренная нужда в помощи, то обращайтесь в соответствующую специализированную службу, и подчас тот же сторож храма поможет Вам найти такую службу, если Вы попросите его именно об этом, а не будете добиваться приглашения священника; (3) если Выша нужда именно в том, чтобы священнослужитель помог Вам, то объясните свою нужду сторожу храма, и он оценит ситуацию, и если найдет ее действительно неотложной, уведомит священнослужителя, который с готовностью откликнется на Вашу нужду; (4) если произошло чрезвычайное происшествие, такое как пожар, стихийное бедствие, ранение или что-либо другое, то Вам должны помочь любые встретившиеся люди, и не обязательно в этот момент добиваться именно помощи священнослужителя, хотя уверен, что он первый пришел бы на помощь, зная о случившемся.

Иерей Алексий Плужников

Наверное, нет в нашей жизни ничего, что было бы более мифологизировано, пропитано суевериями, чем смерть человека и обряд его погребения.

Читайте также:  Что такое языческие обряды

Поэтому и принято в Церкви тщательно подготавливать тело к погребению: обмывать, одевать в чистое, покрывать белым саваном, и хоронить в землю как в постель, где тело спит, ожидая гласа архангельской трубы. Тем самым, заботясь о достойном погребении человека, мы выражаем свою веру в воскресенье. Поэтому и священник надевает на отпевание белые ризы, показывая веру Церкви в этот догмат.

Конечно, всё многообразие бабушкиных советов мне невозможно знать (бабушек много и живут они долго). Приведу лишь некоторые, с которыми самому приходилось сталкиваться.

Итак, когда человек умирает, что делают в первую очередь? Правильно: завешивают зеркала. Зачем? Чтобы душа, бродящая по квартире до 40-го дня (запомните: не до третьего, а аж до сорокового! Бедные родственники, хоть с квартиры на полтора месяца съезжай…), не увидала себя в зеркале. Наверное, в обморок упадёт, или застесняется своего неприглядного вида…

Один священник рассказывал такой эпизод: позвали его на поминки. Сидит он, кушает блин. Вдруг чувствует, все ему в рот смотрят… Стало ему не по себе, сидит, давится… Когда, наконец, доел, то все облегчённо вздохнули – оказывается, если батюшка доест блин до конца, то всё у покойничка будет нормально там…

Ну, ещё есть мелкие советы о том, что надо после покойника раздавать чашки с ложками; приносить в церковь суп-набор для него; раздавать вещи усопшего. Если покойник снится с просьбами, то надо выполнить эти просьбы буквально: просит одеть – отнести в церковь барахло какое-нибудь. Покушать просит – чая с батоном на канун принести… Но почему же никто не хочет увидеть в этих просьбах призыв помолиться, исправить свою жизнь, стать ближе к Богу, для того, чтобы молитвы за усопшего доходили поскорей? Почему все пытаются откупиться от покойника? Ответ прост: потому что нет веры в рай и ад, и нет любви к усопшему.

Да, недавно узнал, что существует ещё важнейший обряд проводов души на сороковой день. Что-то нужно прочитать, со свечкой выйти к калитке, открыть дверь, в общем, совершить таинственные действия, недвусмысленно намекающие душе, что, мол, пора и честь знать, до свидания… (Другой вариант проводов: нужно на сороковой день в 9 часов вечера открыть окно, чтобы душа плавно выплыла в сторону кладбища…)

Откуда есть пошла… погребальная земля?

Не правда ли, повсеместная ситуация? Вот только задумываются ли люди (да и сами священники, практикующие подобное): зачем нужна эта земелька?

В советское время ситуация осложнилась. С храмами, да и со всем остальным, касающимся православного погребения, стало проблематично. Возникло заочное отпевание, после которого выдавалась освящённая земля для того, чтобы верующие родственники могли сами совершить этот символический обряд, напомнив себе о ждущей всех нас участи.

Но в дальнейшем в связи с катастрофическим уменьшением и верующих, и грамотных священников, это действие превратилось в самодостаточное, оторвалось от своего назидательного, педагогического символа, и стало бессмысленным и вредным. Сама земля стала считаться главным моментом, заменяющим даже отпевание.

Читайте также:  Какие бывают церковные обряды

К примеру, в современной брошюре, изданной Сретенским монастырём, читаем:

«Над гробом возглашается „Вечная память“. Священник посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: „Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней“. Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище, если туда усопшего сопровождает священник. (с. 26)

(..) В наше время часто случается, что храм находится далеко от дома усопшего, а иногда и вообще отсутствует в данной местности. В такой ситуации кому-либо из родственников почившего следует в ближайшей церкви заказать заочное отпевание, по возможности в третий день. По его окончании священник даёт родственнику венчик, лист бумаги с разрешительной молитвой и землю с панихидного стола.

(..) Но бывает и так, что усопший погребается без церковного напутствия, и спустя длительное время близкие всё же решают его отпеть. Тогда после заочного отпевания земля крестообразно рассыпается на могиле, а венчик и молитва либо сжигаются и также рассыпаются, либо закапываются в могильный холм. (с. 26-27)

И всё же, можно спросить: а что же делать, как ломать устоявшуюся ложную традицию? Проповедью, неустанным объяснением людям (и на отпевании и вне него), что главное – это духовное (молитва, покаяние, исправление жизни), а всё материальное (земля, венчик, саван, свечи и т. п.) – вторично, имеет только символическое, педагогическое значение, и становится бессмысленным в отрыве от разумного понимания данного действия.

Где отпевать?

В советское время (довоенное особенно), разумеется, основным способом отпевания верующих людей (а неверующих не отпевали) из-за гонений стало заочное отпевание, в лучшем случае – на квартире.

Поэтому, в нашей сегодняшней ситуации наиболее реальным представляется отпевание на дому. С одной стороны, это уход от покупки земельки. С другой стороны, неверующие люди смогут хоть полчаса у себя дома в привычной обстановке прикоснуться к красоте православного заупокойного богослужения. И самое главное: проповедь. Именно в момент проводов усопшего люди наиболее открыты к слову священника, наиболее способны задуматься о бренности своей жизни. Нельзя лишать их этой возможности. У них ещё нет сил переступить порог храма, а священник как миссионер, на законных правах придёт в их дом и что-то скажет о спасении души.

Конечно, прекрасно, когда люди понимают необходимость отпевания в храме, но когда этого нет, то лучше пойти им навстречу (им, а не их земельным суевериям!), войти к ним в дом и показать, что священник – это не придаток ритуальных услуг (многие в этом уверены), а человек, поставленный Богом на утешение скорбящих и вразумление заблудших.

Заключение

– Это вы всё, конечно, правильно говорите, хорошо. Одно только нехорошо: зря вы земельку-то в дом занесли, не положено.

А на мой вопрос:

– Откуда у неё такие глубокие познания в богословии, она, не смущаясь, ответила:

– Как откуда? Из церкви, разумеется, оттуда мы это слышали!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector