Что такое брачный обряд

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Что такое брачный обряд?».

Не было ветру, вдруг навенуло,
Не было гостей — вдруг наехало:
Полон двор, полна горница;
Наступили на новые сени –
Обломили сени новые,
Раздавили чару золоту,
Упустили соловья из саду.

Восплакалась свет Марьюшка:
«Свет-то мои сени новые!
Свет-то моя чара золота!
Свет-то мой соловей из саду!
Кто ж меня рано будить станет?
Рано будить, поздно утешать?»

«Да я у тебя соловей на руке,
Я у тебя, Иван Васильевич!
Я тебя стану рано будить,
Я тебя стану поздно утешать!»

Брачный обряд. Издревле на Руси выбор жениха и невесты считался священнодействием, предопределением богов. Поэтому и обращались в любовных заговорах к повелителям земных и небесных стихий: «Встану я при свете месяца ясного, до восхода солнышка красного, в чистом поле на запад хребтом, на восток лицом, позрю-посмотрю на ясное небо. Как со ясна неба летит огненная стрела, той стреле помолюсь-покорюсь и спрошу ее:

Куда полетела, огненная стрела?

В темные леса, во болота зыбучие, во сырое коренье.

О ты, огненная стрела! Воротись и полетай, куда я тебя пошлю. Есть на святой Руси красна девица Василиса. Полетай ей в ретивое сердце, в черную печень, в горячую кровь, в становую жилу, в сахарные уста, в ясные очи, в черные брови, чтобы она тосковала-горевала весь день — при солнце, на утренней заре, при младом месяце, на ветре-холоде, на прибылых днях и на избылых днях, отныне и довеку!«

Врачующиеся назывались сужеными, ибо союз (от слова «узы» — они были скованы совместными цепями брака, символом которого были обручальные кольца) их зависел от божьего суда. Но божий суд — это еще и испытание огнем, водой и оружием при сомнительных, спорных делах. Огонь, вода и оружие (боевые стрелы) присутствовали и в брачном обряде.

Молодые, заключавшие любовный союз, должны были трижды обойти на капище вокруг жертвенного огня. Отныне огонь любви должен был гореть в их сердцах. Затем их обливали водою из жертвенного родника: подобно тому как Отец-небо изливает на Мать Сыру Землю свои животворные струи. Особенную роль играли в брачном обряде стрелы. Не зря ведь в сказке «Царевна-лягушка» царь велит своим сыновьям взять по стреле и пустить в разные концы света: где стрела упадет, там и невесту себе найдешь. Стрелою разделяли девичьи распущенные волосы, прежде чем заплести бабью косу. Стрелы водружали в сеннике по углам над головою молодых в первую брачную ночь. На них вешали собольи и куньи меха — как символ богатства. И стрелой же снимали поутру покров с молодой, дабы удостовериться, что до свадьбы она хранила целомудрие.

Свадьбы обычно начинались с 1 сентября, а чаще справлялись с 1 октября. В христианские времена закончить их старались до 15/28 ноября, до начала Рождественского поста. После Святок снова начинались свадебные недели, но они прекращались на Масленицу, Великий пост и Пасхальную неделю. Впрочем, Красная горка считалась исключением — ведь впереди май, когда жениться — всю жизнь маяться, а потом страда — не до свадеб.

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
«Русские легенды и предания»

Христианство, как официальную религию Киевской Руси, провозгласили в конце IX века. В этот момент началось и продолжалось в течение семи веков формирование русских свадебных традиций и обрядов. Введение христианства дало возможность оформлять браки через обряд венчания в храме. Христианские служители церкви продолжительное время боролись с язычеством, но так и не смогли его полностью искоренить. В итоге получилось тесное переплетение христианских традиций с языческими верованиями.

Тем не менее, ни взирая на эти расхождения, существовало некое ядро свадьбы: обряды, копирующиеся из одной деревни в другую, повторяющиеся от города к городу:

Как в других государствах, на Руси, также в дом невесты общепринято было засылать сватов. В назначенный вечер сваха со сватом или родня жениха наносили визит в дом девушки. Иносказательный разговор заводили издалека, и родители нареченной обычно ответ давать не спешили. Окончательным решение могло быть только после второй или третьей попытки сватов. Положительным ответов было принятие родителями невесты от сватов хлеба, который они разрезали. Если был отказ, хлеб возвращался сватам.

Читайте также:  Как отпустить прошлое ритуалы

Для успешного обряда сватовства было принято придерживаться нескольких обязательных действий. Недопустимо было затевать в среду и в пятницу любые свадебные дела. Это были дни крайне неблагоприятные для брака. Ни сватовство, ни день свадьбы, ни при каких обстоятельствах не назначали на 13-е число. Свадьбу всегда старались играть, избегая четных чисел. Счастливыми как для свадьбы, так и для всех свадебных обрядов были нечетные числа.

Сватать, боясь сглаза, выходили, в основном, после солнечного захода. Все, кто шли свататься, старались по дороге прохожих обминать и ни в коем разе не вступать в разговоры. Как только сваты выходили, женщинами, проживающими в доме, для удачного дела, связывались до купы все кочережки и рогачи.

Помолвка — это возвещение о единодушье влюбленных на заключение брака. После нее они уже имеют все основания именоваться невестой и женихом.

У россиян помолвку или сговор относили к наиболее важному предсвадебному обряду. Родители жениха и невесты друг напротив друга присаживались за стол и в течение нескольких минут молча, поглядывали — это было общепринято. После этого создавали уговор, вписывали в рядные записки, время будущей свадьбы.

Если невеста принадлежала к дворянскому роду, то по случаю предстоящей свадьбы в её доме устраивали бал-пиршество. Отцом молодой собравшимся представлялись жених и невеста, и объявлялось о помолвке. После этого все присутствующие на балу старались подойти к молодым, чтобы засвидетельствовать собственноручное поздравление. На пиршестве в присутствии всех гостей жених надевал невесте обручальное кольцо непременно с драгоценным камнем.

Скромные городские семьи делали помолвку не такой пышной. По заведенному порядку в этот день знакомились официально между собой родичи со стороны жениха и невесты, после чего родители совершали благословение. Бывало, что для благословения их приглашали священника.

Сегодня, предсвадебный обряд помолвки, отошел от старинных традиций. Желание молодых сводится к торжественному традиционному ужину или вечеринке с родственниками и друзьями, на которых они и сообщают о грядущей свадьбе и женихом преподносится невесте золотое кольцо. Принимая его, она подтверждает единогласное решение на вступление в брак.

Без девичника — популярнейшего и последнего до свадебного обряда будущие невесты себя не мыслят. По традиции почти перед самим свадебным торжеством невестой собираются подруги, для проводов ее свободного и незамужнего времени. По старинке вечером невесту обязательно приводили в баню. Туда же приглашались женщины для исполнения печальных песен и расчёсывания волос молодой. Девушка же, разлучаясь с девичьею волей, должна была голосить и причитать.

На роль дружка выбирали неженатого мужчину, знающего очерёдность всех обрядов, умеющего красноречиво говорить и руководить на свадьбе. Дружка помогал преодолевать жениху всё препятствующее по пути к невесте, которое создавали родственники и подруги невесты.

Сват — женатый мужчина-родственник, вел свадьбу, подсоединяя дружка, который помогал в выполнении тех же обрядовых действий.

Сватья — женщина замужем, сопровождала невесту и помогала ей уложить волосы, надеть фату и свадебные аксессуары.

Подженишников и подневестниц выбирали из неженатых высоких молодых друзей. Во время венчания они должны держать венцы над головами молодых. В современной свадьбе эти персонажи называют свидетелем и свидетельницей.

Тысяцкий — крёстный жениха приглашался на роль воеводы, начальника свадебного поезда.

Постельница — порядочная из родни невесты женщина, замужняя. Её роль — охранять от сглаза постель молодых в доме жениха во время свадебного пиршества.

Снарядила — женщина замужняя (родня невесты) — перед венчанием одевала и причёсывала нареченную.

В день свадьбы жених отправлялся к невесте, чтобы с ней идти под венец.

Свадебный поезд (современное — кортеж) сопровождался магическими обрядами, которые были направлены на предохранение молодых от нечистой силы. Дружка, изредка сват, организовывал всех от родителей до присутствующих.

Одинаковые обряды были при отправлении поезда от жилища невесты и от дома жениха. Главный же и обязательный обряд — это осыпание хмелем, рожью, овсом жениха с невестой, всех отъезжающих, и даже впряженных лошадей. Свадебный поезд от ворот невесты направлялся к церкви.

Обрядом сводов, которые наделялись магического значения, сопровождалось отправление к венцу. Свод со специальными свадебными песнями символически соединял жениха с невестой. Его совершали или посредине жилища или во дворике. Дружкой или сватом жених подводился к невесте. Руки их он соединял и связывал вышитым полотенцем (рушником, платком). Жених с невестой по кругу трижды ходили. Магическое соединение характерно и для обряда с хлебом. Дружком отрезались две краюшки: одна — от хлеба невесты и 2 -я — от привезённого хлеба жениха. Их складывали вместе, перевязывали красной ленточкой и отдавали крёстной матери, которая клала их на столе. Иногда хлеба разламывали над головами рядом восседающих молодых. ?-ю хлеба жениха передавали невестиному отцу, а ?-ю невесты — дружке жениха, половины же связывались ленточкой и укладывались на столе.

Читайте также:  Как проходил обряд жертвоприношения кукол

Происходящее в церкви венчание — таинственный и необычайно красивый обряд. Перед лицом Бога, стоя под венцом, молодые, клянутся быть верными как в горе, так и в радости.

Обвенчавшиеся новобрачные следовали в дом к жениху, где их благословляли его родители. По пути следования жениха с дружкой придерживались всех мер предосторожностей: читали молитвы, заговоры, дружка убирал по дороге все камни, на которые могли напустить колдовство. Ведь, в древности были уверены, что свадьбу легко мог испортить завистливый и злой человек.

Мать жениха, одев, в любую погоду, вывернутый тулуп встречала сына с невесткой со свитой у родного дома. Посыпала новобрачных зернами овса, пшена, которые были оберегом молодой пары и сулили им богатство. Выходил во двор и отец жениха. На пару с матерью они благословляли и провожали молодых за свадебный стол. И в современной свадьбе эти традиции соблюдаются. Родителями встречаются молодожёны хлебом-солью после загса на пороге дома. Выслушав приветственные речи, новобрачными откусывается или отщипывается кусочек каравая, который макают в соль и съедают. Считают традиционно: кто сумел откусить больший кусок — тот будет и глава в семье. Этим обрядом символизируется истинный и чистосердечный знак единства будущей семьи, утверждающий, что отныне и навеки молодые будут как крохи одного и того же хлеба.

Просим оценить работу автора





Брачный обряд имеет свою давнюю историю. Еще в древности брак считался особым установлением. Из библейской истории женитьбы Исаака на Ревекке известно, что жених предлагал своей невесте подарки, что Елизар совещался с отцом Ревекки относительно ее замужества, а затем был устроен брачный пир.

В позднейшее время в Израиле жених, придерживаясь патриархального обычая, должен был прежде всего в присутствии посторонних лиц предложить невесте подарок, обыкновенно состоящий из серебряных монет. Затем приступали к заключению брачного договора, которым определялись взаимные обязательства будущих мужа и жены. По окончании этих предварительных актов следовало торжественное благословение молодых. Для этого ставилась особая палатка под открытым небом, сюда приходил жених в сопровождении нескольких мужчин. Невеста же являлась в сопровождении женщин. Здесь их встречали приветствием: «Да будет благословен каждый приходящий сюда!» Потом невесту обводили три раза вокруг жениха и ставили по правую сторону от него. Женщины покрывали невесту свадебным покрывалом. Затем вес присутствующие обращали взоры к востоку; жених брал невесту за руку, и они принимали ритуальные благо пожелания от гостей. Подходил раввин, брал в руки чащу с вином и произносил при этом формулу брачного благословения. Жених и невеста пиля из этой чаши, после чего жених сам надевал золотое кольцо на указательный палец невесты. Далее прочитывался брачный договор в присутствии свидетелей и раввина, который, держа в руках другую чашу с вином, произносил семь благословений. Новобрачные снова пили вино из этой чаши. Жених потом разбивал первую чашу, которую до этого держал в руке, о стену, если невеста была девицей, или о землю, если она была вдовой. Этот обряд должен был напомнить о разрушении Иерусалима. Наконец, палатка, в которой происходила брачная церемония, убиралась и начинался брачный пир.

Древнеславянскому христианскому брачному обряду предшествовало обручение при свидетелях, во время которого скреплялся брачный контракт. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, кроме того, жених дарил невесте кольцо, чаще всего золотое. Святой Климент Александрийский говорил: «Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения ёе, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам». Выражение «положить печать» означает, что в те времена кольцо или перстень, а точнее вправленный в него камень с вырезанной эмблемой, служил одновременно и печатью данной семьи, которой скреплялись деловые бумаги. На христианском Востоке уже в VI веке входят в употребление брачные венцы, возлагаемые на молодых. Сначала это были венки из цветов, позже их стали изготовлять из металла, придавая им форму царской короны. В древности новобрачные семь дней после венчания носили венцы и на восьмой с молитвами священника их слагали. На Руси когда-то венцы были деревянными, а затем металлическими. Человек — венец природы, и потому венцы считались олицетворением царского достоинства, символом того, что владыка должен не только господствовать, но и охранять, защищать. Современный православный христианский брак — одно из семи таинств церкви, равный по значению крещению и причастию. Начинается обряд венчания с того момента, когда в церковь приезжает жених со своими друзьями — шаферами.

Читайте также:  Что такое обряд в искусстве

Затем прибывает невеста. Священник в полном облачении выходит из алтаря через царские врата, держа в руках крест и Евангелие. Кольца же для обручения кладут на престол, что означает их освящение, благословение от Бога на начало нового рода, а также вечную любовь жениха и невесты.
Священник с двумя зажженными свечами трижды благословляет молодых, передавая им свечи, свет которых — знак радости, символ чистоты и целомудрия.

После обручения жених и невеста в знак единодушия, согласия и взаимопомощи в предстоящем браке трижды обмениваются кольцами при участии священника. Кольца могут быть из одинакового металла, а также иметь украшения из драгоценных камней, как и древнее «положение печати».

Жених и невеста становятся на разостланный на полу белый, реже розовый, плат перед аналоем, на котором лежат крест и Евангелие. Молодым предлагается перед лицом друг друга, Бога, всех присутствующих чистосердечно подтвердить свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещании третьему лицу вступить с ним в брачные отношения. В христианском браке это главная церемония, после которой он считается заключенным и начинается таинство освящения супружества — чин венчания. Священник с венцом в руках осеняет жениха крестным знамением, дает ему приложиться к образу Спасителя на его венце и после надевает венец ему на голову. Благословляет таким же образом и невесту, давая приложиться ей к образу Богоматери. Иногда венцы не надевают прямо на головы молодым, их держат над ними друзья — шаферы. Затем священник трижды произносит напутственные слова и благословляет молодых. Присутствие Божие в супружестве подает радостную надежду на то, что брачный обет сохранится не только «пока смерть не разлучит», но и на небе. Читаются молитвы. Поется «Отче наш», и священник благословляет общую чашу, символизирующую общую судьбу, общие радости и печали, общую жизнь перед Богом.

Передав чащу, священник соединяет правые руки молодых, трижды обводит их вокруг аналоя. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов и произносит напутственную молитву. Новобрачных подводят к царским вратам в знак того, что через всю свою жизнь они должны пройти вместе, рука об руку.

Состав и последовательность обрядов и их элементов варьировались, что-то выпадало, что-то включалось новое.

В наше время церковный брак лишен гражданской юридической силы, поэтому венчают, как правило, супругов, уже зарегистрировавших свой гражданский брак ЗАГСе. Венчание совершается в церкви в присутствии родных и друзей новобрачных. Отсутствие родительского благословения на венчание при условии, что жених и невеста достигли брачного возраста и уже состоят в гражданском браке, не является препятствием для совершения таинства.

Каждое браковенчанне должно совершаться отдельно: одновременное венчание нескольких пар никогда не позволялось.

Согласно каноническим правилам не разрешается венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (святки).
По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселье и развлечениях. Кроме того, в русской православной церкви венчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа) и Воздвижения креста Господня (14 сентября).

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector