В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Что такое обряд гиюр?».
Я не еврейка, но муж еврей по отцу . Мы собираемся репатриироваться в Израиль в следующем году . Уже 2 года я изучаю иврит, еврейские традиции, ТОРУ, хожу в синагогу. Хочу пройти гиюр. С чего мне нужно начинать?
Юлия, Украина, Днепропетровск
Эта тема, как выяснилось, интересует многих посетителей нашего сайта. На все восемь вопросов мы даем один общий ответ, а тексты вопросов вы сможете прочесть в конце этой публикации.
Итак, с чего начинать прохождение гиюра, как и где его завершать?
Гиюр — это предусмотренный Торой акт превращения нееврея в еврея. Составляющие этого процесса:
а) однозначное, осознанное решение нееврея навсегда присоединиться к еврейскому народу и соблюдать данные Всевышним заповеди (мицвот) еврейской жизни;
б) убежденность уполномоченных для решения этих проблем признанными еврейскими общинами раввинов в том, что нееврей искренен в своем желании принять гиюр и подготовлен к еврейскому образу жизни;
в) для мужчин — совершение брит-милы (обрезания);
г) для мужчин и для женщин — погружение в микву (наполненный водой специальный бассейн, отвечающий определенным требованиям Торы).
Если все, что отмечено в этих четырех пунктах, выполнено, нееврей становится гером, частью еврейского народа. Как мы уже сказали — навсегда.
Первые два пункта подразумевают, по сути, завершение процесса прохождения гиюра. Разберем их подробнее.
Однозначное, осознанное решение .
Осознанность здесь — абсолютное знание того, на что человек решился. Что, разумеется, включает в себя и отчетливое представление об истории еврейского народа, с учетом постоянных гонений, погромов и убийств евреев только за то, что они принадлежат еврейскому народу. Это не теряет своей актуальности и в наши дни: палестинцы без разбора убивают израильтян за то, что они — евреи.
Осознанность, разумеется, предусматривает и представление о законах Торы (законы шаббата, кашрута и т.д). О том, что их соблюдение обязательно во все моменты жизни, даже когда это создает определенные неудобства.
И еще — умение соблюдать эти законы.
Понятно, что на осознание всего этого требуется время. В зависимости от того, в какой стране, в каком городе живет нееврей, решивший принять гиюр, от того, есть ли в его городе реальная еврейская жизнь, на это уходит от 2-х до 5-ти лет.
Естественно, необходимо знание иврита. Чтобы читать Тору и ежедневно молиться по сидуру.
Мы еще вернемся к этому, но сейчас перейдем ко второму пункту.
Откуда у них может возникать уверенность? Ведь пока в мире не создан такой рентгеновский аппарат, который приспособлен для просвечивания человеческого ума и сердца.
Естественно, все годы подготовки к окончательному переходу в еврейство, человеку необходимо учить Тору — самостоятельно, в специальных кружках и т.п.
Уполномоченных признанными. общинами .
Поскольку гер будет принадлежать к еврейскому народу, то и выносить решение по этому поводу должны не те люди, которые сами себя назначили на эту роль (пусть даже это — раввины), но только те раввины, которым доверяет большая, серьезная еврейская община, живущая по еврейским законам.
Приведу несколько примеров.
В Израиле многие (не все) общины объединились в некое сообщество и уполномочили Главных раввинов назначать для ведения дел о гиюрах других раввинов.
Крупная община (допустим, Эда Харедит в Иерусалиме, насчитывающая свыше 20-ти тыс. человек) имеет свой раввинский суд для проведения гиюров. Таким же правом обладают и еще несколько общин.
В США для проведения гиюров есть несколько специальных раввинских судов. Два таких учреждения есть в Англии. А вот в Германии — нет ни одного.
Два суда осуществляют свою деятельность в Москве. И оба они признаны Главным раввинатом Израиля.
Гиюры, проведенные любым из этих судов, признаются всеми другими. Иначе говоря — всем еврейским народом.
У кого нет права выносить решения по делам гиюра?
Однако вернемся к первому пункту.
Повторюсь, прежде всего, требуется четко оформившееся, осознанное решение стать евреем. А для того, чтобы стать частью народа Всевышнего, нужна вера в Творца и в истинность его законов.
Нужно ежедневно учить иврит. Читать, писать, говорить.
Отмечу, что такую литературу нельзя воспринимать чтивом. Это, скорее, учебники, которые читают с вниманием, продумывая и запоминая каждую главу.
Теперь — о самом трудном. О конкретных ситуациях.
В одном городе — пять раввинов. Со всеми или несколькими из них удается установить хорошие, конструктивные отношения. А в другом, скажем — два раввина. И ни с одним из них глубокие контакты не складываются. Так бывает. И не будем на это закрывать глаза. Ведь раввины, как и мы с вами — не ангелы.
Есть города и поселки, где вообще раввинов нет.
Как же тогда перевести теорию в практику?
Иногда можно установить связь с какой-либо просветительской организацией, осуществляющей свою деятельность в другом (не в Вашем) городе. Специально приехать в этот город на шаббат и научиться его проводить. Естественно, до этого необходимо провести самостоятельную учебную работу дома.
Всему придется учиться самостоятельно — читать молитвы, соблюдать кашрут и т.п. Работать над тем, чтобы улучшить свое поведение, приводить его в соответствие с еврейскими законами: научиться сдерживать гнев, не завидовать людям, не говорить о них дурное (лашон а-ра), давать цдаку (оказывать денежную помощь) — еженедельно, а лучше — ежедневно. Это можно делать, откладывая деньги в домашнюю копилку, но раз в месяц накопленную сумму надо отдать.
Я постарался отметить здесь основные линии сложной задачи.
Отдаю себе отчет, что за пределами моего ответа остается еще много вопросов — теоретических и практических. Советую несколько раз прочитать этот ответ, поразмышлять над отдельными его фразами и даже — словами. Ибо я постарался вложить в них концентрированную информацию.
В Израиле путь прохождения гиюра — несколько иной. В чем-то — сложнее, в чем-то — проще. Однако могу засвидетельствовать: все без исключения люди, которые отнеслись к этому сложному процессу с искренностью и любовью, в результате стали евреями.
В США, Канаде, Австралии — свои проблемы. С одной стороны там существует большая сеть еврейских общин, которые соблюдают все еврейские законы. Однако есть опасность попасть в объединение людей (еврейского происхождения), которые не верят в то, что Тору нам дал Всевышний, и пройти незаконную процедуру.
Гиюр детей дошкольного возраста и детей от 11 до 15 лет — отдельная тема. Дошкольники проходят гиюр вместе с их матерями. Вопрос о гиюре детей от 11-ти лет требует индивидуального решения. И тут я не могу даже в общих чертах, дать какой бы то ни было совет.
И, наконец, последнее.
Больно видеть, как в Израиле и СНГ профанируется порой само понятие гиюр, когда весь процесс превращается в механическую процедуру, а главное в нем — упускается.
Ведь главное — выбор жизненного пути в соответствии с законами Торы, стремление внести свой вклад в утверждение добра в этом мире и приумножения духовного потенциала еврейского народа — каждого еврея в отдельности и своего народа в целом.
Автор текста Элиягу Эссас
Как и где можно принять гиюр? И к кому обратиться по этому поводу?
Вероника, Кыргызстан, Бишкек
Как стать евреем? Хочу принять иудаизм. Подскажите, как это сделать? Мне 33 года.
Могу ли я стать евреем, если не являюсь таковым по крови (по матери, но являюсь по отцу), хотя и религия, и мироощущение мне близко именно еврейское?
Что необходимо сделать для принятия Иудаизма?
Mike, Moscow
Хочу пройти гиюр. Куда надо обратиться?
Я не еврей. Но хочу стать им.
Котов Валерий, Кривой Рог, Украина
Итак, гиюр – это обращение нееврея в иудаизм. Как правило, это достаточно долгий процесс, занимающий от 2 до 5 лет. После прохождения гиюра человек получает статус гера. Именно данный обряд дает возможность человеку стать частью религиозной общины. К тому же, гера, в отличие от нееврея, хоронят на еврейском кладбище.
Также без прохождения ортодоксального гиюра могут возникнуть сложности со вступлением в брак в Израиле. Особенно это актуально для смешанных семей, где жених и невеста принадлежат к разным религиям, ведь в Израиле такие браки запрещены. Отсюда огромное значение принятия гиюра для русских в Израиле. Если женщина другой религии собирается выйти замуж за иудея, то гиюр – это единственное решение.
Процесс гиюра можно разделить на несколько этапов. Первые два определяют духовную готовность человека. Во-первых, это должно быть хорошо осмысленное, проверенное временем решение о соблюдении заповедей еврейской жизни и присоединении к еврейскому народу. Во-вторых, нужно, чтобы раввины, которые дают разрешение на проведение обряда, убедились в истинности желания человека и его готовности принять гиюр.
Два следующих этапа священны для верующих и представляют собой обряды: брит-мила или обрезание (обряд обязателен для мужчин) и погружение в микву (обряд одинаково предусмотрен для мужчин и женщин).
За гиюр в Израиле для иностранцев отвечают не только раввинские инстанции, но и МВД, поэтому на подготовительный к гиюру курс могут быть допущены только граждане Израиля, люди, имеющие право на репатриацию, и постоянные жители страны.
Беседа с раввином очень важна, она проходит до проведения гиюра. По закону Торы раввины должны признать искренность стремлений человека. Если до прохождения гиюра кандидат несколько лет был членом еврейской общины, знаком с организацией повседневного быта и праздников, то в этом случае раввинам легче принять решение, поскольку они видят образ жизни человека.
Брит-миле или обряду обрезания обычно подвергаются мальчики на восьмой день после рождения. Но он может совершаться над мужчинами любого возраста. Брит-мила символизирует союз между богом и человеком, поэтому обряд является составной частью гиюра.
Обрезание обычно проводится специально обученным человеком – мюэлем.
Неевреям рекомендуется проходить брит-милу у врача в присутствии раввина. Обычно она проводится при местной анестезии, чтобы кандидат был сосредоточен на принятии заповедей. Но иногда допускается и общий наркоз.
После брит-милы должно пройти 2-3 дня, чтобы мужчина физически восстановился и подготовился к следующему этапу – твиле.
Под твилой подразумевают процесс погружения в микву. Человек входит в бассейн с водой обнаженным и окунается с головой. Гиюр для женщин в Израиле имеет свою особенность: после первого погружения женщина выходит из миквы и одевается в широкие одежды. Мужчина же микву не покидает.
Далее судьи проводят с кандидатом краткую беседу, тот вновь принимает заповеди и происходит второе погружение в воду. Данное омовение – свидетельство обращения нееврея в гера.
После обряда кандидату дают еврейское имя, которое обычно выбрано заранее. Это завершающий этап обращения нееврея в иудаизм.
После обряда выдается сертификат о том, что гиюр был пройден.
Человек, который осознанно решил принять иудейство, как правило, уже имеет базу знаний в этом вопросе, вероятно, он изучает Тору, учит иврит. Таким самообразованием может заняться каждый заинтересованный человек.
Итак, имея небольшие знания, кандидат отправляется в синагогу для разговора с раввином. Тот после беседы может дать разрешение на дальнейшее посещение синагоги, молитву, посещение специальных занятий, возможно, познакомит с членами еврейской общины. Посещая синагогу и разговаривая с членами общины, кандидат приобретает нужные знания и опыт.
Конечно, для действительно верующих людей причина гиюра одна – религиозная. Но часто гиюр используют как одну из возможностей получения израильского гражданства. Хотя на практике не так много людей готовы принять иудаизм со всеми характерными для него бытовыми и культурными традициями только для получения гражданства.
Большинство израильтян признают только гиюр, который соответствует ортодоксальным законам и был проведен с санкции ортодоксального Главного раввината, так называемый государственный гиюр. Однако нужно напомнить, что сейчас гиюр, проведенный реформистами в Израиле, признается государством, но требует подтверждения через окружной суд.
В России также можно пройти гиюр. Этим вопросом занимается Главный раввинат в Москве. Глава раввината – Берл Лазар. Он руководит заседаниями Бейт-дина – еврейского религиозного суда, одной из функций которого является одобрение гиюра.
В Украине данным вопросом занимается Главный раввинат в Киеве, в Беларуси – Главный раввинат в Минске. Только через этот суд – Бейт-дин – можно стать гером, а потом быть принятым в Израиле.
Выбирая иудаизм как единственно верный жизненный путь, человек, не рождённый евреем, но желающий стать им, должен быть готов к всевозможным препятствиям и преградам. Ведь принятие системы ценностей и постулатов этой религии — не простая формальность. Ему предшествуют настоящие испытания убеждений и праведных устремлений. Если кандидат в евреи проходит их с достоинством, его ожидает гиюр. Что это такое и зачем он нужен? Гиюр представляет собой обращение в иудаизм, включающее обряды, которые знаменуют появление ещё одного представителя избранного народа.
Гиюр: общие сведения
Перед Бейт-дином, так называемым раввинским судом, кандидат в евреи вне зависимости от пола обязуется соблюдать 613 заповедей Торы. Мужчина, принявший на себя это ярмо, должен пройти через следующие еврейские обряды: брит-милу (обрезание) и твилу (ритуальное омовение). У женщин обращение в иудаизм происходит иначе. Им надлежит совершить только твилу. Каждый обряд имеет своё особенное значение и выполняет определённые функции при принятии гиюра.
Брит-мила символизирует союз между Творцом и Израилем. Испокон веков этот обряд являлся обязательной процедурой для человека, исповедующего иудаизм, и евреи до сих пор считают его непреложным, если речь заходит о гиюре. Ведь обрезание сохраняет святость человека, а мужчина, которому оно противопоказано, иудаистом никогда уже не станет.
Неевреям рекомендуется проходить брит-милу под местной анестезией, чтобы они могли сосредоточиться на принятии заповедей, однако при наличии веских причин допускается полный наркоз.
В том случае, если кандидат был обрезан ранее, ему надлежит пройти процедуру атафат дам-брит вместо брит-милы, чтобы совершить гиюр. Что это такое и каким образом она осуществляется? Атафат дам-брит представляет собой символическое выпускание нескольких капель крови посредством небольшого прокола в том месте, где обычно делают обрезание.
Она, как и брит-мила, проводится в присутствии судей Бейт-дина. Осуществляющий обрезание моэль произносит благословение по его окончании и выпивает бокал вина. После обряда мужчина должен оправиться физически, чтобы совершить твилу. На это уходит обычно два или три дня.
Как проходит твила?
Твила подразумевает вхождение в микву, резервуар с дождевой или родниковой водой. К этому обряду необходимо тщательно подготовиться: вымыться, почистить зубы и расчесать волосы.
Человек входит в микву обнажённым и погружается под воду с головой. После первого окунания женщина покидает бассейн и облачается в просторное одеяние. Оно не должно препятствовать соприкосновению тела с водой, когда она вновь войдёт в микву. Такое облачение позволит провести обряд правильно и чувствовать себя комфортно в присутствии судей. Мужчина, в отличие от женщины, не одевается и остаётся в воде. Судьи проводят с кандидатом небольшую беседу, просят вновь принять заповеди и произнести благословение на второе окунание.
Омовение в данном случае будет знаком духовного перерождения гоя (нееврея), его очищения и становления гером, то есть новообращённым. По завершении твилы его нарекают еврейским именем. Его человек выбирает заранее. Так завершается обращение нееврея в иудаизм. По его окончании новоиспечённый гер получает сертификат о прохождении гиюра.
Пост создан исключительно в познавательных целях. Никого никого не оскорбляю и ничего не пропагандирую.