Что такое погребальные обряды

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Что такое погребальные обряды?».

На ранней стадии развития общества в культ возводились духи, силы природы и божества. Среди духов центральную роль играл культ умерших предков и связанный с ним погребальный обряд.

Погребальные обряды — разновидность языческих обрядов, ритуал при­готовления к жизни в ином мире. С древних времен в человеке зародилась вера в то, что смерть — еще не последний предел, а земная жизнь — не един­ственная, данная нам. Одни народы верят в то, что душа бесконечно возрож­дается в разных телах, другие — что тело и душа вновь воссоединятся после смерти. Погребальный обряд может происходить в различных формах —

ингумации (захоронения) или кремации (сожжения на костре); его форма может меняться — от захоронения переходить к кремации, могут сочетать­ся элементы кремации и ингумации. Таким образом, форма погребения — подвижна, изменчива, но для человеческой культуры погребение умерших родичей прежде всего — обязательно. Погребение несет в себе разные функ­ции — это и сохранение памяти о предках, родичах, это и чувство сожале­ния о них, это и способ консолидации родственников, подчеркивания сво­его социального статуса 31 .

Обряды погребения отражали двойственное стремление — удалить, обез­вредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание

камнями, кремация и т.п. сочетались со
снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, муми­фикацией и др. Именно неандертальцы первыми на земле стали задумывать­ся над вопросами жизни и смерти. Мертвых они предавали земле и клали в могилу оружие, инвентарь, пищу. Из этого можно сделать вывод, что они верили в загробную жизнь. А так как подобные представления предполага­ют наличие абстрактного мышления, неандерталец должен был обладать также способностью выражать свои мысли при помощи примитивного язы­ка. На более высокий уровень культура погребений поднялась у кроманьон­цев. Умершим они давали в последний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служившие талисмана­ми). В могилах кроманьонцев встречаются ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали кроваво-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что коле­ни почти касались подбородка. Обряды погребения зависели от обществен­ного положения умершего (курганы вождей, пирамиды фараонов), религи­озных представлений и др. Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В современную эпоху практикуются кре­мация и ингумация.

Погребение умершего и превращение его впоследствии в предка пред­ставляло собой сложный ритуальный комплекс. Он именуется погребальным ритуалом или обрядом. У одних народов в него входят плачи и причитания, у других — специальные погребальные танцы. У догонов в Западной Афри­ке похороны служат поводом для сложных танцевальных действий, сопро­вождаемых пением на тайном языке. В них воспроизводится догонское ска­зание о том, как из-за непослушания молодежи в мир вошла смерть. Гото­вясь к смерти, древние египтяне мумифицировали тела умерших (мозг и внутренности извлекали, тело помещали в соленую воду, а затем пропиты­вали ароматическими смолами и обворачивали погребальными пеленами), чтобы сохранить их навечно как вместилище, куда всегда мог вернуться дух умершего. В гробницах оставляли пишу и вещи, которые могли понадобить­ся в иной жизни, а также всевозможные обереги, призванные помочь в опас­ном путешествии в иной мир. На саркофагах мумий изображались симво­лы, призванные облегчить переход умершего к загробной жизни. У древних египтян существовал специальный свод наставлений отправляющемуся в этот нелегкий путь. У славян в захоронение — и при ингумации, и при кре-

Читайте также:  Какие есть обряды снять преграды и проклятье

-» Культура предков на Руси (http://www.dvglobal.by.ru).

В древние времена в Японии знатных людей было принято хоронить вме­сте с кем-нибудь из друзей этого человека и его служителей. Впоследствии, когда их перестали захоранивать живыми, они сами вспарывали себе живот. Иногда вместо людей зарывали глиняные изображения человека. В Японии

было принято класть в могилу вместо самих предметов их модель. Так, на­пример, если человек при жизни имел право носить меч или несколько ме­чей, то при погребении в его могилу клали модель этого меча. У японцев су­ществует поверие, что чем богаче и пыш­нее будут похороны, тем легче будет покойнику жить на том свете. С XIX в. стало принято не захоранивать трупы богатых людей, а сжигать их, сопро­вождая это действие пышной церемо­нией при большом стечении народа.

Погребальный обряд знаменуют от­решенность от земного существова­ния, нежелание продолжать жизнь и вместе с тем — обостренное ощущение ценности жизни. Погребение как бы утверждает, что важнейшая часть чело­веческого существа душа — не подда­ется гибели и продолжает существовать после смерти тела. Погребальный об­ряд в Древнем Египте отражал мифо­логические представления о мире. Иерархическое устройство загробной жизни точно отражало порядки вос­точных деспотий. Гробницы жен фара­онов и высокопоставленных чиновни­ков располагались вокруг пирамиды фараона, чтобы и после смерти при­ближенные находились рядом с ним. По представлениям египтян, в загроб­ном мире, так же как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются влас­тью и богатством. Курганы-могильники древних скифов досих пор удивляют археологов роскошью золотых украшений, изобилием бытовой утвари и военного оружия.

С1

развеивание праха над морем, опускание тела покойного в воду и др. На Мадагаскаре похороны представляют собой измерение достигнутого в те­чение жизни социального статуса и уважения человека в сообществе. По­этому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим при­ходят единицы. Прощание с умершим у некоторых племен растягивается на целые недели.

Погребальные обряды — часть приготовлений к жизни вином мире. С древ­них времен в человеке зародилась вера в то, что смерть — еще не последний предел, а земная жизнь — не единственная, данная нам. Одни народы верят в то, что душа бесконечно возрождается в разных телах, другие — что тело и душа вновь воссоединятся после смерти.

Древние люди верили, что умерший человек возвращается к своим род­ственникам, но уже как дух предков. В этой связи у них появился особый обряд — культ предков(иногда он называется культом мертвых). Иными словами, в какой бы форме ни уничтожали физическое тело человека, его душа неуничтожима. Она представляет нечто почитаемое и священное, ко­торое имеет прямое отношение к миру живых людей.

Врезка

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

В украинском и русском погребальном обряде сохранилось множество черт, характерных для древних славянских погребальных ритуалов. Поскольку точных сведений о них в летописных источниках не осталось, следует попытаться реконструировать обряд на основе этнографических данных, отделяя христианские наслоения в ритуальном комплексе от более ранних черт, оставшихся с языческой поры.

Древнейшие погребения на территориях, заселенных славянскими племенами, происходили по обряду ингумации. Но в начале нашей эры он был вытеснен обрядом кремации, просуществовавший вплоть до окончательного вытеснения язычества христианством.

Основными видами ингумационного погребения можно назвать следующие:

1. погребение умершего в позе эмбриона, которое встречается в древнейших захоронениях, теоретически связанных с праславянскими племенами. Такие погребения преимущественно безинвентарные.

2. погребение в гробу, которое связано уже с христианской традицией.

Читайте также:  Сваты обряды что дарить

Относительно обряда кремации, можно выделить следующие его виды:

1. Трупосожжение на стороне с:
а) дальнейшим закапыванием пережженных костей умершего в пределах общего могильного комплекса. Такие погребения бывают безинвентарные или же с одиночными предметами. Различают погребение:
• В урнах.
• Безурновое – пепел умершего просто ссыпают в могильную ямку в пределах комплекса.
б) дальнейшим развеиванием праха;

Вплоть до принятия христианства наиболее распространенной формой погребения было курганное. Многие курганы, исследованные учеными, имеют вокруг кольцевые ровики. Одна из особенностей курганов – деревянные погребальные ящики-камеры в курганах и деревянные ограждения вокруг курганов. Камеры имеют три стены, а у входа вкопаны два столба. Многие имеют деревянную крышу из нескольких плах. На месте установки камеры разводили огонь, очищая место для осуществления захоронения. В ровики, а если их не было, то прямо в грунт устанавливались столбы. Они оконтуривали курган, а прерывались у входа в камеру. На месте будущего кургана ставилась камера в восточной части будущей насыпи, поближе к краю. Устанавливалась деревянная ограда. Остатки сожжения очищали от пепла, золы и укладывали в горшок. Качество горшков плохое, что свидетельствует о специальном производстве погребальной посуды. К месту погребения приносили горшки с единой и питьем. Горшки устанавливали в камеру и начинался процесс создания кургана. В это время разбивалась посуда, обломки которой постоянно встречаются в насыпи при ее раскопках. Камера имела доступ: вход в нее заслонялся камнем или деревянной стенкой. Когда умирал еще один представитель семьи, рода, камера принимала новые остатки сожжения, посуду для питья и пищи. Хороня умерших, славяне клали с мужчиной оружие, конскую упряжь, забитых коней, собак, с женщиной — серпы, сосуды, зерно, забитую скотину и домашнюю птицу. Тела умерших возлагали на костер, веря, что с пламенем их души попадут сразу в небесный мир. В случае если хоронили знатного человека, вместе с ним убивали несколько его слуг, причем только единоверцев — славян, а не иноземцев, и одну из его жен — ту, которая добровольно соглашалась сопровождать мужа в загробный мир. Готовясь к смерти, она наряжалась в лучшие одежды, пировала и веселилась, радуясь будущей счастливой жизни в небесном мире. Во время погребальной церемонии женщину подносили к воротам, за которыми на дровах лежало тело ее мужа, поднимали над ними, и она восклицала, что видит своих умерших родичей и велит поскорее вести ее к ним.


Похороны завершались стравой — пиром-поминками и тризной — воинскими состязаниями. И то и другое символизировало расцвет жизни, противопоставляло живых умершим. Тризна занимает довольно важное место в погребальном обряде. Она не является простым поминовением умершего. В принципе она является ничем другим, как пиром в честь усопшего, который сопровождается военными играми или соревнованиями. Возможно, что вознаграждением за победу в этих соревнованиях была часть богатства покойного. Вероятно, такая разновидность поминок по умершему встречался лишь среди родовой знати и высокопоставленных княжих дружинников.

Другой вид тризны встречается среди простого населения –поминовение умерших в цикле годовых календарных обрядов. По свидетельству Г.Костомарова, во время празднования Красной горки люди приходили на могилы предков, приносили пищу и напитки и устраивали праздник в честь умерших.


Желя — вестница мертвых, богиня скорби и жалости, похоронного плача, провожающая на погребальный костер. Сестра Карины. Дочь Мары и Кощея.
Треба: поминальные милодары.

Учитывая вышесказанное, можем сделать вывод, что погребальный обряд – это крайний обряд жизненного цикла. Но, в сознании наших предков, окончание земной жизни не означало окончания существования человека, ведь в славянских представлениях о душе было место и представлению озагробном мире, жизнь в котором является точным отображением земной. Можно сделать вывод, чтопогребальный обряд имел целью помочь человеку избавиться от всего, что задерживало его душу на земле и облегчить его переход к загробному существованию.

Читайте также:  Какие можно делать обряды на убывающую луну

Похороны в плане обрядов глубоко подчиняются культурным и религиозным особенностям. Путь человека из мира живых в загробный мир настолько таинственный и пугающий, что у всех народов существуют детальные и требующие точного выполнения похоронные обряды. Их задача – помощь усопшему в переходе в новую форму существования. Погребальный обряд у славянских народов интересен тем, что в нем теснейшим образом сплелись христианские и языческие нюансы, разделить которые сегодня в силу их многовекового существования не представляется возможным.

Главные особенности православных похорон – размах, глубокая детализация действий, крайне почтительное и щепетильное отношение к покойнику. Ни одно другое религиозное течение не придает такую значимость погребению человека, не практикует настолько длительные и скрупулезно оформленные погребальные процедуры. В православии считается, что и при жизни, и после кончины человек является частью Церкви, его тело в назначенный день оживет и станет бессмертным.

Для православного обряда, в отличии от погребения у мусульман, обязательными являются следующие этапы:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От вышеуказанной этапности православные отступают только в крайнем случае, если сложились определенные обстоятельства. Если возникла необходимость изменить ход обряда, то перед этим следует проконсультироваться с батюшкой, попросить у него разрешения.

С правилами и обычаями верующие должны обязательно познакомиться, правильные православные ритуалы помогают усопшему войти в иной мир.

Обряды, проводимые после похорон, подразумевают поминальные трапезы в доме почившего или в нейтральном месте. Проведение поминок по православной традиции подразумевает правильный подход: это не должно стать шумным пьяным застольем, поминающие должны выражать скорбь траурной одеждой и соответствующим поведением. Может прийти любой желающий.

В основе поминального стола должны быть:

Женщины покрывают голову черным в течение 40 дней. Юные вдовы и потерявшие ребенка матери ходят в трауре до года. Мужчины надевают траурную одежду в ходе поминальных обрядов, в повседневной жизни можно пользоваться обычным гардеробом. В траурные дни недопустимо участие в празднествах, увеселительных мероприятиях.

С поминками связаны три дня:

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ! Многие верующие отмечают, что после 40 дней на сердце становится легче, а из дома исчезает дух смерти.

К похоронным обрядам на Руси всегда относились с благоговением и серьезностью. С давних времен до нашего времени дошло огромное количество традиций, связанных с похоронами. Причем смысл многих традиций давно забылся, а люди и сейчас хоронят, как делали предки, веря в сакральное значение своих действий.

Ниже приводятся самые распространенные традиции похорон у православных:

ВАЖНО! Днями поминовения умерших принято считать пять суббот (Мясопустную, Троицкую, три Родительских), также Радоницу, день Усекновения головы Иоанна Предтечи.

Обряд похорон считается у русских прежде всего помощью покойному в переходе в лучший мир, а затем уже церемонией сочувствия, поддержки скорбящих родственников. В этом главное отличие православного погребения от западного. В русских до сих пор живет оставшееся от предков-язычников и ранних христиан представление о связи похоронного процесса с загробным миром. Поэтому погребально-поминальные ритуалы настолько тщательные, детальные: важно сделать все правильно, не навредить себе и почившему человеку.

Однако православно-мистические особенности обрядов сегодня разбавились современными традициями:

Церковники к таким нововведениям относятся спокойно.

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector