Что такое ритуал примеры различного типа и вида ритуалов

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Что такое ритуал примеры различного типа и вида ритуалов?».

Приветствие. Лучше, если этот ритуал вырабатывается самой группой. Варианты его чрезвычайно разнообразны. Например, участники в первые минуты занятия двигаются по комнате и, встречаясь с партнером, поочередно касаются локтями, коленями и молча улыбаются друг другу. Вариантами невербального приветствия могут быть касание плечами, ступнями – по тому же принципу «каждый – с каждым». Можно договориться и о применении вербальных средств, например, участники должны обязательно сказать друг другу несколько теплых слов, не повторяясь при новой встрече: в первый день – высказать комплимент внешности, во второй – подчеркнуть самое яркое достоинство, в третий похвалить за конкретный поступок или акт поведения на занятиях и так далее, в последний – выделить то, чему «я у тебя научился». Используются и способы общего приветствия: стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки.

Прощание. Имеется в виду не только ритуал завершения работы группы, но и окончание каждого занятия. Очень популярен общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и ощущением легкости и полета.

Традиционная схема занятия. Она тоже является ритуалом, оказывающим влияние на участников в силу своей повторяемости. Схема, или структура, занятия может быть разной. Мы в своей работе часто придерживаемся такой:

2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу «здесь и теперь», рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).

3. Предложение ведущим темы занятия (иногда она может определяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а формулироваться в результате запросов, высказанных участниками группы во время предыдущего шага).

4. Притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).

5. Разминочные упражнения.

6. Основная (рабочая) часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).

7. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).

8. Резюмирование ведущего (по необходимости). Часто – в форме притчи.

Каждый из этапов занятия сам по себе является ритуальным действием (исключение составляет собственно рабочая часть, которая всегда, естественно, занимает львиную долю времени).

Аплодисменты. Они также могут стать ритуалом, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упражнения, смелый поступок (например, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. О каких «магических» функциях ритуалов должен знать практический психолог? В чем сущность этих «магических» функций?

2. Какие понятия раскрываются в следующих определениях:

a. «. – установленный традицией порядок выполнения определенных действий».

b. «. – это своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других».

c. «. – это не более чем одна из форм игровой деятельности».

3. В чем состоит сущность психотерапии знаковыми системами?

4. Вставьте нужное слово в следующее утверждение о связи ритуалов и мифологем:

«Ритуал тогда является действенным психологическим средством, когда его знаковая система оказывается. имеющейся у человека мифологии».

5. В чем состоит особенность восприятия бессознательным идиоматических выражений? Может ли эта особенность быть использована практическим психологом?

6. Верно или неверно следующее утверждение:

1. «Ритуалы всегда и при всех условиях выполняют психотерапевтическую функцию».

Читайте также:  Как убить камоса последний обряд бдо

2. «Если правила игры (ритуала) принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом понимаются подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект».

3. «Ритуалы не играют роли психотерапевтических приемов, а только помогают человеку структуризировать свою жизнедеятельность».

7. Объясните сущность психофизиологического механизма действия «якоря» в ритуале сточки зрения нейролингвистического программирования.

8. Всегда ли ритуалы возникают в тренинговой группе спонтанно или они могут быть предложены ведущим?

9. Приведите примеры ритуалов, используемых в психологических тренингах.

Глава 3.6

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ритуалы классифицируются по разным основаниям-критериям. Важным считается разделение ритуалов на магические и религиозные. Дюркгейм в соответствии со своими представлениями об обществе предлагал считать главным отличием магии от религии то, что первая имеет индивидуальный характер, а вторая — общественный. Если говорить более конкретно, можно отметить, что в магии (колдовстве) отсутствует характерная для религии вера в персонифицированные сверхъестественные силы, то есть в бога. Магические ритуалы преследуют непосредственные, ближайшие цели и, что очень важно, они являются делом индивидуумов, а в результатах религиозных ритуалов обычно бывает заинтересовано все общество (клан, племя) и поэтому, как правило, все общество (или ключевые группы, или символические общественные фигуры) участвуют в их осуществлении.

Ритуалы можно классифицировать также по их функциям. В первую очередь следует выделить кризисные ритуалы, совершаемые индивидом или группой в критические периоды жизни или как ответ на острую и совершенно неотложную проблему. Примером может служить танец дождя, совершаемый обычно в период долгой засухи, когда потеря урожая грозит племени полным вымиранием. Этот сложный ритуал совершается при участии практически всего племени под руководством верховных жрецов, шаманов или священников. Он детально и четко разработан, пришел из стародавних времен. Вообще ритуал и импровизация исключают друг друга.

В современном обществе характер кризисного ритуала носит обращение главы государства к народу в случае бедствия, его пребывание непосредственно на месте бедствия. Кризисным ритуалом необычайной силы воздействия стал военный парад 7 ноября 1941 года на Красной площади, когда войска прямо с парада шли на фронт.

Календарные ритуалы совершаются регулярно по мере наступления предсказуемых, повторяющихся природных явлений, таких, как смена времен года, смена фаз луны, созревание урожая и т.п. Во всех сельских культурах имеется огромное количество таких ритуалов, крайне сложных, насыщенных элементами эротики, со своими особенными богами, героями, мифическими персонажами. По мере развития общества, его индустриализации они частично секуляризируются, частично отмирают.

Особый класс образуют ритуалы интенсификации. Этот термин введен американскими антропологами Чеплом и Куном [84] для обозначения совокупности ритуалов различных типов: кризисных, календарных и других, осуществляемых для того, чтобы противостоять нарушению равновесия групповой жизни, вызванной либо внутренними, либо внешними причинами, интенсифицировать взаимодействие между членами группы и вообще повысить степень групповой сплоченности. Именно с такими ритуалами мы сталкиваемся, например, когда на свадьбу или иное семейное торжество съезжаются члены семьи, разбросанные по всей стране и до этого случая не видевшие друг друга годами, если не десятилетиями. Функцию интенсификации выполняют, как правило, кризисные ритуалы. Обычно ритуалы интенсификации не имеют собственного специфического содержания, объединение их в один класс происходит на основе той роли, которую они играют в поддержании уровня интенсивности групповой жизни.

По своему содержанию и социальной функции выделяются ритуалы родства, причем они касаются не родства по крови или по браку, а родственных отношений, сформировавшихся на основе функциональных взаимосвязей. Таковы, например, ритуалы взаимоотношений членов семьи с крестным отцом или крестной матерью. Это так называемое ритуальное родство (третий тип родства наряду с родством по крови или по браку). В традиционных культурах оно играет весьма важную роль.

Читайте также:  Как сделать восковую куклу для обряда

В зависимости от применяемых критериев и уровня анализа можно выделить буквально бесконечное количество типов ритуалов. Например, ритуалы могут классифицироваться по участию в них мужчин или женщин на чисто мужские, чисто женские и смешанные ритуалы. В чисто мужских ритуалах имеют право участвовать только мужчины, но некоторые из них фигурируют в качестве женщин и символически имитируют физиологические функции, присущие женщинам» [6, с.194]; в чисто женских ритуалах, наоборот, отдельные женщины имитируют физиологические функции мужчин. Но это вовсе не означает «принятия роли» женщины или, наоборот, мужчины, согласно отчужденным ролевым определениям (если говорить современным языком). Это означает бытие женщиной или соответственно мужчиной в период ритуального времени, выключенного из нормального чередования времен.

Ритуалы могут быть классифицированы по массовости, то есть по количеству участвующих, по степени структурированности, по чередованию элементов аморфности и структурированности, по характеристикам группы, внутри которой и во имя которой они исполняются. Последний момент очень важен, ибо ритуалы стратифицированы, причем стратифицированы двояко -в отношении как земной, так и мифологической иерархии. Некоторые ритуалы могут исполняться только вождями, или только старейшинами, или только охотниками (или только брахманами, или только кшатриями и т.д.), причем исполнение соответствующих ритуалов представителями других групп (или каст) влечет неисчислимые тяжелые последствия как для виновников, так и для оскверненных групп и даже самих оскверненных ритуалов. Боги (и прочие мифические существа) ревниво относятся к исполнению ритуалов. Так, использование ритуального предмета, предназначенного для служения в честь одного мифического существа, в ритуале, предназначенном для другого, может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Например, к деградированию бога, смене мест и значимости богов, короче, к перевороту в мироздании, который, безусловно, отразится и на людях (в виде мести оскорбленного бога).

В любой культуре присутствует также множество ритуалов нерелигиозного или не прямо религиозного характера. Здесь имеется в виду ритуализованный характер любых типов действий и форм деятельности, вплоть до встречающихся наиболее часто. Такие ритуализованные формы, важные и значимые также в современной жизни, можно назвать диффузными формами ритуального поведения. Но поскольку эти ритуалы не кодифицированы, не стандартизованы, а чаще всего даже и не рефлексированы и в то же время выполняют важнейшую функцию создания и поддержания достаточно стабильных структур межиндивидуальных взаимодействий, правильнее их можно было бы именовать диффузными формами социальности.

Различают уважительное поведение двух видов, каждый из которых ориентируется на соответствующий тип ритуала: ритуал избежания или ритуал презентации. Ритуалы избежания — это предписываемые ограничения поведения, предназначенные для поддержания социальной дистанции между индивидами. Они ограничивают степень вовлеченности индивидов в социальное отношение, помогают сохранять некоторый уровень формальности и определенную степень индивидуальной автономии для его участников.

Ритуалы презентации — это тоже предписываемые модели уважительного поведения, но служащие цели поощрения и активизации взаимодействия. Если ритуалы избежания предписывают, чего не надо делать по отношению к партнеру, чтобы не ущемить его свободу и индивидуальность, то ритуалы презентации предписывают способы вовлечения партнера во взаимодействие путем выказывания знаков уважения. Это, по Гофману, «. приветствия, приглашения, комплименты, мелкие услуги [151, р.312].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Объект и предмет социально антропологии. Специфика антропологического подхода.

— собственно предметный: традиционный предмет – архаические структуры. Исчезает акцент на человека, может возникнуть риск исчезновения предмета изучения;

— парадигмальный: некий подход к описанию объекта, особое видение объекта.

Т.е., могут исследоваться не только архаичные, но и современные общества, любая социальная наука может использовать антропологию.

Предмет: жизненный мир человека, структура его повседневного опыта.

Специфика антропологического подхода:

— особый тип объективности, характеризующий позицию исследователя – нельзя вносить в исследование свою систему ценностей, научных убеждений;

Читайте также:  Почему ритуалы не работают

— целостность – антропология видит в социальной жизни целостную систему, целостность – в наличии культурных универсалий;

— интерес к изучению иного в культуре и жизни людей;

— описание и объяснение повседневной жизни людей на уровне ближайшего социального окружения и межличностных отношений.

Теоретические подходы и методы социальной антропологии.

— культурный эволюционизм (вторая половина XIX века)

Ф. Энгельс (представитель); Морган – дикость, варварство и цивилизация;

— структурный функционализм (первая половина XX века)

Малиновский, Радклифф-Браун; поиск внутренних организующих принципов каждой кульутры;

Клод Леви-Стросс; обнаружение глубоких структур человеческого опыта, зафиксированных в языке. Использование методов лингвистического анализа.

— метод понимания (продолж. структур.)

Хайнс Кохут. 2 вида понятия: близкие к опыту – понятия, которые индивид мог бы естественно и не прилагая специальных усилий использовать, определяя то, что он и его окружение думает и чувствует; далекие от опыта – понятия, которые различают специалисты и используют для достижения своих научных философских и практических целей.

Сущность и функции мифа (Элиаде)

Миф – история подвигов сверхъестественных существ, которые действовали в начале времен. Миф – история, которая представляется как абсолютно истинное и сакральное сказание. Миф всегда рассказывает о происхождении, создании вещей, устанавливает определенные модели, формы поведения людей, составляет парадигму всем актам поведения. Познавая миф, человек познает происхождение что позволяет овладевать и манипулировать ими по своей воле. Миф – не абстракция, люди отождествляют его с собой, повторяют действия богов.

Функции мифа: мировоззренческая; моделирующая (образец для подражания); интегративная (сплочение); коммуникативная (передача опыта другим поколениям).

Структура и диалектика мифа (Леви-Стросс). Глубинная символика мифа.

Миф – совокупность бинарных оппозиций, которые могут трансформироваться одна в другую. Миф – логический инструмент разрешения фундаментальных противоречий, с помощью медиации (медиатор – элементы, которые сглаживают или нейтрализуют оппозиции).

Например, оппозиция травоядных (ассоциируются с жизнью) и плотоядных (ассоциируются со смертью). Ворон – медиатор: питается падалью, о не есть траву.

Русский формалист Пропп: гармоническое состояние – потеря – появление героя – приобретение/восстановление.

Функции героев: отлучка (один из членов семьи отлучается); запрет; нарушение запрета; выведывание.

Глубинная символика мифа

3 подхода к интерпретации мифов:

— метеорологический: Зевс – громовержец, Деметра – богиня плодородия;

— персонажи и явления в мифе ассоциируются с социальными явлениями и отношениями: тотем символизирует единство;

— психологический: мифические персонажи символизируют психологические состояния человека: Нарцисс.

Мифологическое программирование повседневной жизни.

1.Пространственная: внутреннее – внешнее (не заглядывать в окно снаружи), верх – низ (не поднимать дохлятину с земли), право – лево (с левой ноги), спереди – сзади (возвращаться – плохая примета), открытый – закрытый (открытые ножницы – к ссоре), связывать – развязывать ;

2.Временные: свет – тьма, день – ночь, зима – лето;

3.Прочие оппозиции: полный – пустой, целый – битый, мужской – женский, жизнь – смерть, свой – чужой.

Сущность и функции ритуала. Типы ритуалов.

Ритуал – стереотипическая последовательность действий, имеющих символический характер и предназначенных для воздействия на сверхъестественные силы или существа в интересах исполнителей. Используется для снижения вариативности человеческого поведения. Один из самых действенных способов защиты в сложной ситуации.

Функции ритуалов: социализация индивида (человек усваивает нормы, ценности); социальная интеграция (коллектив утверждает свое единство); коммуникативная (между людьми и сверхъестественным); воспроизводство (актуализация социального опыта); психотерапевтическая (ритуалы-переходы позволяют пережить кризисные моменты жизни).

— имитативные (воспроизводят тот или иной миф или часть мифа);

— позитивные (освящение какого-либо объекта) и негативные (наложение табу в отношении объекта);

— жертвоприношения (контакт со сверхъестественным): кровавые (майя), бескровные (использовались заменители крови – вино, вода), жертвоприношения бога;

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector