Хеб сед что за ритуал

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Хеб сед что за ритуал?».

Хеб-Сед – символическое ритуальное убийство.

Праздник Хеб-Сед известен с древних времен у живших в долине Нила первобытных племен. Там существовал обычай увивать своего вождя, когда он ставится старым и дряхлым. Считалось, что слабый вождь угрожает благополучию племени. Так как вождь считался ответственным, за хороший урожай посевов, за обильный приплод скота, за плодородие женщин племени. После ритуального убийства его место занимал молодой и сильный его приемник. Убийство сопровождалось торжественным обрядом.

Когда в Египте наступили времена фараонов, египтяне продолжали верить, что благополучие народ и государства находятся в прямой зависимости от силы и здоровья фараона.

Во время раннеегипетской цивилизации Герзе ( 3600 г до н.э. по 2400 г до н.э.) фараоны сосредоточили значительную власть в своих руках и смогли заменить традиционное ритуальное убийство символическим убийством, т.е. обрядом, который инсценировал убийство.

ḥb-sd
в иероглифах

Хеб-сед (египетск. ḥb-sd) [1] — древнеегипетский общенародный ритуал (фестиваль), проводимый в честь юбилея правления фараона.

Принято считать, что в идеале праздник проводился на тридцатом году правления фараона, а затем через меньшие интервалы времени (три года, иногда, два или четыре). Тем не менее сохранились свидетельства о празднике хеб-сед, который отмечали некоторые правители (особенно Восемнадцатой династии), занимавшие трон меньше трех десятилетий, — например, Хатшепсут, Аменхотеп II и даже фараон Третьей династии Джосер, царствовавший всего девятнадцать лет . [2]

В сущности, это был ритуал возрождения, в котором жизненная сила фараона с наступлением нового периода должна возобновиться, также как и его отношений с богами и людьми.

Серия ритуалов, связанных с царской идеологией являлась сердцем фестиваля. На большой площади оборудовались временные часовни для размещения статуй провинциальных божеств Верхнего и Нижнего Египта. Эти статуи присылались из всех частей страны, вероятно, чтобы отдать дань фараону и признать законной власть над всем царством. Со своей стороны, фараон оказывал пользу народу, публично почитая богов, вознося им множество жертв и приношений. К тому же, фараон являл собой связь между монархией и божественной сферой, гарантируя плодородие полей и процветание стад.

Главным местом праздника — по крайней мере в эпоху Древнего Царства — был Мемфис; однако есть все основания полагать, что празднества также проводились в Фивах.

Фараон входил в каждое из временных святилищ и подносил дары живущим внутри божествам; эти же боги, в свою очередь, наносили визиты фараону, когда он сидел на троне в специальной беседке. Фараон также посещал быка Аписа, вслед за чем его святилище открывалось и быка выводили, чтобы он шёл перед царским троном.

Исполняя другие обряды праздника хеб-сед, фараон поднимал колонну Джед, пускал стрелы в направлении четырех сторон света, четыре раза всходил на трон. Все эти церемонии проходили в присутствии древнего божества Упуата и бога времени Хеха.

На протяжении всего фестиваля, присутствовала большая толпа людей, жрецы, сановники, князья, музыканты, танцоры. В связи с этим, фараон должен доказать, что он способен накормить большое количество гостей. Для того, чтобы увеличить свою силу, фараон Нармер рапортовал, что убил 400000 крупного рогатого скота, 1,422,000 коз и захватил 120000 пленников, сообщая при этом, что накормил на фестивале 100 600 человек.

Теперь переходим непосредственно к путешествию в мир мертвых. Я хочу обратить ваше внимание на то, что практически у всех архаичных народов заупокойное бытие человека никогда не связывается с его моральными, нравственными и тому подобными качествами. Оно определяется только формой погребения. И в Египте на протяжении многих тысячелетий дело обстояло точно так же. Как человека похоронят, как будет сохранена его гробница – такое у него и будет загробное существование. При этом египтяне огромное значение придавали сохранению тела в целости. Откуда мумифицирование. В крайнем случае — изготовление статуи, если с мумией какие-то проблемы. Замечу, что когда Египет стал христианским, мумифицирование продолжалось. Никуда оно не уходило. Вообще говоря, христианству оно нисколько не противоречит. И только тогда, когда Египет захватили арабы, и он стал исламским — пришел конец мумифицированию.

Читайте также:  Почему после ритуала фитиль на свечке крутится
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector