В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Христиане восточного обряда кто это?».
Христианская церковь была создана учениками и последователями Иисуса Христа в период расцвета Римской империи. В середине IV в., когда в эпоху всеобщего кризиса пошатнулись идеологические основы римской государственности, христианство стало господствующей религией в империи. В период раннего Средневековья христианская церковь, бывшая ранее лишь структурой, объединявшей общины верующих, постепенно превратилась в значимую политическую и экономическую силу, союза с которой искали императоры. Крушение Западной Римской империи не только не разрушило христианскую церковь, но сделало ее единственной организованной силой в масштабах всей Европы. В эпоху постоянных войн, упадка морали церковь выступала в качестве хранительницы культуры, защитницы ценностей порядка и милосердия. Христианство было тем общим, что объединяло прямую наследницу Римской империи — Византию — и королевства, основанные в Западной Европе варварами.
До середины XI в. христианская церковь считалась единой. В Западной Европе главой церкви являлся папа римский, а на территории Византии (Восточной Римской империи) — константинопольский патриарх. Во второй половине IX в. определились различия между Западной и Восточной церковью в вероучении, обрядах, церковной организации, восходящие к различиям между латинской и греческой культурами. Конфликт усугубляло и языковое различие — официальным языком церкви на Западе оставалась латынь. Восточная же церковь допускала службу на национальных языках. В конце концов, эти отличия привели к обособлению западного христианства — католицизма от восточного — православия. Этот процесс, начавшийся еще в VIII в., завершился разделением церквей (произошел церковный раскол). В 1054 г. константинопольский патриарх и римский папа прокляли друг друга. Так в Средние века возникли два христианских мира. С тех пор Западная церковь называется католической (т. е. всемирной), а Восточная — православной (истинной).
Католическая церковь имела строгую иерархическую структуру. Ее главой был римский папа. На второй ступеньке стояли кардиналы — ближайшие помощники папы. Папа назначал епископов — управляющих церковными округами (епархиями) и настоятелей монастырей — аббатов. Низшую ступеньку церковной иерархии занимали приходские священники и монахи. Правители европейских государств нуждались в поддержке папы, обладавшего большим влиянием на верующих. Пользуясь этим, римский первосвященник претендовал не только на духовную власть в церкви, но и на власть над всеми монархами Европы. Папы обладали и реальной светской властью, являясь правителями Папской области.
В отличие от западно-христианской церкви, возглавлявшейся папой римским, в восточно-христианской не было единого церковного центра. Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская патриархии считались самостоятельными. Однако фактически главой восточной церкви был константинопольский патриарх. С VII в., после того как арабы отняли у византийцев их восточные провинции, он остался единственным патриархом на территории империи.
Глава западной церкви, претендуя не только на духовную власть над всеми христианами, претендовал и на верховенство над светскими владыками — королями, герцогами и князьями. На востоке же светская власть в лице императоров полностью подчинила себе церковь. Императоры беззастенчиво вмешивались в церковные дела и влияли на назначение патриарха.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Русской православной церкви и Римско-католической церкви (латинского обряда)
Русская православная церковь (РПЦ)
Римско-католическая церковь (латинского обряда)
I. ВЕРОУЧЕНИЕ (вероучительные РАЗЛИЧИЯ)
а) об исхожде́нии Святого Духа только от Бога Отца (по Символу веры);
б) – (патриарх РПЦ – глава только в РПЦ, как главы других 14 поместных церквей;
б) о главенстве папы римского в христианстве: папа римский признается наместником Иисуса Христа;
г) о чистилище, после смерти душа попадает в чистилище, где она очищается от грехов до Судного дня, после которого попадёт в ад или в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращён добрыми делами родных и близких: их молитвами, а также пожертвованиями в пользу церкви;
д) о Непорочном зачатии не только Иисуса Христа, но и Девы Марии;
е) об успении Пресвятой Богородицы (смерти);
е) о телесном вознесении Девы Марии на небо после смерти;
ж) о непогрешимости папы римского: папа говорит от имени Бога, когда выступает как глава церкви с церковной кафедры по вопросам веры и морали.
II. ОБРЯДНОСТЬ (культ)
б) проводится на церковно-славянском я зыке;
в) сопровождается хоровым пением;
г) в основном проводится стоя.
б) проводится на латинском языке (после II Ватиканского собора – и на национальных языках);
в) сопровождается хоровым пением и игрой на органе (после II Ватиканского собора – и на национальных инструментах);
г) в основном проводится сидя.
а) креще́ние (обычно погружением в воду);
б) миропома́зание (совершается сразу вслед за крещением);
г) евхари́стия (причастие или причащение): телом и кровью Христовой – хлеб (квасной) – просфо́ры (просви́рки) и вино (кагор, разбавленный водой);
ж) елеосвяще́ние (соборование).
а) креще́ние (обычно обливанием, окроплением);
в) и́споведь (покаяние) – проводится в специальном помещении – исповедальне (конфессиона́ле);
г) евхари́стия (причащение): до 2 Ватиканского Собора хлебом и вином причащали только служителей культа, остальные – лишь хлебом – обла́тками (пресными лепешками из пшеничной муки);
ж) елеосвяще́ние (соборование).
а) Бог = Святая Троица: Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух;
б) святые (и их мощи);
в) почитание тела и крови Иисуса Христа;
г) Матерь Христа (Богородица);
д) почитание икон;
г) Матерь Христа (обычно называемая Дева Мария или Мадонна);
е) почитание сердца Иисуса Христа; сердца Марии и др.
тремя перстами (пальцами) / (двумя – у старообрядцев) – с правого плеча на левое
всей ладонью – с левого плеча на правое
а) часовня (нет алтаря; совершаются только молитвы);
б) церковь (обычно – 1 алтарь; совершаются богослужения и молитвы);
а) преобладают иконы как символические изображения;
б) иконостас; алтарь закрыт иконостасом;
в) скульптуры крайне редки;
б) иконостаса нет – алтарь открыт (и располагается ближе к верующим);
в) преобладают скульптуры и барельефы;
г) стационарные сидения с подставками для моления на коленях.
III. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ
строгое разграничение между рядовыми верующими (миря́нами и духове́нством)
Духове́нство (только мужчины) – посредник между Богом и людьми;
обладает особой божественной силой – благодатью, полученной вследствие рукоположения
священнослужители соблюдают целиба́т – обет безбрачия
диа́кон, протодиа́кон (старший в белом духовенстве)
диакон (может быть женат), монах
протопресви́тер, протоиере́й – старший священник в белом духовенстве
в белом духовенстве отсутствует
епи́скоп (глава благочинного округа);
архиепи́скоп (глава епархии);
митрополи́т / кардина́л (глава национальной / государственной церкви, не обладающей самостоятельностью);
Па́па ри́мский (глава католической церкви); избирается пожизненно коллегией кардиналов (конклавом); носитель церковной и светской (гос.) власти в Ватикане).
а) послушники, рясофорные, монахи малой схимы, монахи великой схимы;
б) монашеские ордены (140 орденов), в т.ч.: иезуиты, доминиканцы, капуцины, францисканцы возглавляются генералами
V. ОТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ:
1. цезарепапизм – приоритет светской власти (цезаря) над духовной (папой);
2. симфония – созвучие церкви со светской властью;
1. папацезаризм – приоритет духовной власти (папы) над светской (цезарем);
1) священнослужителиили духовенство (рукоположенные);
2) церковнослужители(не рукоположенные посвящённые из мирян, вспомогательные лица, участвующие в общественном богослужении –алта́рники, певцы, чтецы, канона́рхии пр.)
Особое внимание стоит уделить архитектуре, убранству и структуре православного храма, а также иконостасу (в данной программе один из вариантов семинарских занятий предполагает детальное изучение храмов).
Вопрос: Что такое Восточная Православная Церковь и каковы убеждения православных христиан?
Православная церковь утверждает, что она – единственная истинная Церковь Христова и стремится доказать свое происхождение от первых апостолов через непрерывную цепь апостольской преемственности. Православные мыслители оспаривают духовный статус католиков и протестантов, а некоторые все еще считают их еретиками. Тем не менее, как католики и протестанты, православные признают Троицу, Библию как Слово Божие, Иисуса как Божьего Сына и многие другие библейские доктрины. Однако в своих доктринах они имеют гораздо больше общего с католиками, чем с христианами-протестантами.
Равный авторитет церковных преданий и Священного Писания
Толкование Библии совместно с преданиями
Постоянная девственность Марии
Молитва за усопших
Крещение младенцев, не учитывая индивидуальную ответственность и веру
Возможность получения спасения после смерти
Возможность потери спасения
Что такое Восточная Православная Церковь и каковы убеждения православных христиан?
Читайте также: