Как провести обряд инициации

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Как провести обряд инициации?».

В древности инициации индоевропейских народов, в том числе и славян, включали ритуальное перерождение инициируемых в волков. На первой фазе инициации юношей доставляли на место, где они должны были проходить посвятительные ритуалы. Такой лагерь, где совершалось посвящение, находился за пределами своей территории, часто в лесу. Это связано с тем, что инициация предполагала определенную мифологическую интерпретацию пространства, в частности, выход за пределы своей территории приравнивался к смерти, а нахождение в таком священном лесу воспринималось как пребывание на «том» свете. Молодых людей по прибытии в лагерь инициации встречали жрицы богини Мокоши (языческое божество, определяющее судьбу человека и имеющее власть над миром мертвых). В «инициационных» сказках такой богиней часто выступает Яга (ведьма). Женщины-жрицы проводили только начальный этап инициации, в частности встречали инициируемых в лесу. В дальнейшем их роль переходит к жрецам-мужчинам, так же как и роль женской богини — к мужскому божеству. Проводили инициацию жрецы культа Велеса, принимавшие эстафету от жриц Мокоши. Ученые предполагают, что Белес (бог-Змей) выступал покровителем на первом этапе инициации, во время которого происходило ритуальное перерождение инициируемых в волков. Возможно, совершалось символическое проглатывание их Змеем — Велесом, о чем свидетельствует материал «инициационных» сказок.

В лесном лагере посвящаемые переживали ритуальную смерть. Это главная черта второй, так называемой лиминальной (от лат. limen — порог) фазы инициации. Напомним, что в сказках имело место не просто символическое умерщвление инициируемого, но и проглатывание чудовищем. Для лиминальной фазы были характерны также физические испытания посвящаемых — нанесение им болезненных ударов, ран, голодание, всяческое их унижение (осмеяние и издевательство). Жалкое состояние инициируемых отражалось в их внешнем виде и одежде. Так, во время инициаций в молодежных объединениях украинцев, поляков, чехов, словаков, существовавших вплоть до рубежа XIX-XX вв., молодых парней били, брили деревянной бритвой, причиняя боль, поднимали вверх за волосы, заставляли залезать на столб и кукарекать, «плавать» в пыли, бросали в воду, мазали сажей и нечистотами лицо, пришивали к одежде тряпки и т. п. Инициируемые не должны были смеяться, говорить, есть и пить. Во время инициаций испытывались сила, ловкость и выносливость посвящаемых. Пребывание в лесном лагере обязательно включало также обучение инициируемых традициям, обрядам, мифам племени, различным магическим приемам влияния на окружающий мир, что нашло отражение в фольклорном материале.

По-видимому, в это же время проводили обрядовую стрижку волос у посвящаемых, на что указывает материал «инициационных» сказок. Обряд постригов в поздний период зафиксирован у многих социальных групп славянских народов. Он проводился в разном возрасте: в 1 год, в 3-4 года, в 6-8 лет. В некоторых местностях Украины обрядовые постриги соединялись с ритуальной поркой мальчика. Причем били на меже в поле, что подчеркивало пограничность состояния проходящего обряд. Большинство исследователей считают ритуал постригов реликтом древних инициаций, который сдвинулся во времени на период детства.

Ритуальным перевозчиком инициируемого при его попадании в мифическое пространство лесного лагеря и символической смерти выступал конь. Реминисценции обрядового преодоления с помощью коня границы между «этим» и «тем» светом сохранились в инициациях многих социальных групп восточных славян эпохи феодализма. Так, например, существовал ритуал «посажения на коня» юных княжичей в Древней Руси.

Читайте также:  Для чего мыть полы с солью ритуал

В культуре древних народов для каждого юноши и девушки существовали специальные обряды, цель которых заключалась на своевременном преодолении притяжения материнского мира и на формировании самосознания своего пола, когда осознавались духовные и социальные функции.

Каждая инициация славян была представлена в форме ритуала, создающего условия для перехода из одного социального статуса в другой.

Среди каждой инициации взросления в первобытном обществе можно выделить следующие стадии: изгнание за пределы привычной жизни, испытание и возвращение к прежнему окружению.

Это делается с целью научиться контролировать свою природную агрессию. Если говорить об инициациях для девочек, то такие обряды дают возможность женщине осознать свою природную сущность и принять ее в качестве драгоценного природного дара, наделенного целебными свойствами.

На протяжении многих веков в народах древних славян существовали обряды инициации, связанные с испытаниями. Такие обряды оказывали немалую помощь молодому поколению в освоении азов мужского и женского предназначения. И важная роль в данном случае уделялась своевременности. Первобытное общество в отличие от цивилизованного, боролось за выживание. И из-за небольшой отсрочки в освоении того или иного навыка самостоятельного выживания они могли лишиться жизни.

Независимо от того, кто будет проводить обряд инициации — индусы или славяне, некоторые специфические особенности каждого ритуала останутся неизменными. В частности, человек, который захочет подвергнуть себя обряду инициации, обязан грамотно подготовиться к нему. Он может это сделать с помощью диеты или выполнения определенных ритуальных действий.

В иудейской культуре, в отличие от славян, юноши в возрасте двенадцати лет получают право на прочтение Торы в храме. Начиная с этого возраста, они должны отвечать за каждый свой поступок.

Он понимает, что ответственен за тех, кого ведет за собой. И это осознание пребывает с ним на протяжении всей жизни.

Если следовать Мирче Элиаде, то можно привести следующие обобщенные стадии инициации взросления для мальчиков, которые засвидетельствованы среди древних народов австралийцев, калифорнийцев и готтентотов:

По истечении срока юноши вновь возвращались в общину, где их ждал новый ритуал.

Во время прохождения обряда юношам не дозволялось произносить ни слова и выражать свои эмоции. Они не должны были ни есть, ни пить. По окончании разных обрядовых действий юношей наряжали в белые одежды. Так юноши становились настоящими мужчинами, они могли позволить себе завести жену и дом.

С того момента как волчья суть была изгнана, молодой мужчина лишился права бесконтрольно ее проявлять. Он стал мужчиной, ответственным за свою жизнь и жизнь своей семьи. С момента посвящения он получал право на создание семьи и защиту племени наравне со взрослыми мужчинами общины. И природная агрессия мужчины перенаправляется на созидание, а не на разрушение жизни.

В народах древних славян обряды инициации проводились повсеместно и участие в них принимали многие люди. Сегодня подобные ритуалы постепенно угасают, и редко кто проявляет желание подвергнуть себя многочисленным испытаниям на пути к обретению нового социально значимого статуса в жизни.

Читайте также:  Как по правилам покупать мак для обряда

Но если говорить о подростках западного мира, то они нуждаются в прохождении разных мужских и женских инициаций взросления. Такие обряды помогают лучше пройти кризисный период у любого подростка. С помощью обрядов инициации, юноша или девочка, переживая символическую смерть, прикасается к высшей создающей инстанции. Взрослеющий человек обогащается сакральным, надличностным опытом бытия, который невозможно выразить в логической форме.

Но это вовсе не говорит о том, что все обряды древних народностей следует внести в повседневную жизнь человека в их первозданном виде. Сегодня существует большая возможность, используя опыт древних культур, создавать современные инициации.

Инициация — обряд перехода, таинство, посвящения внутри любого общества. Обряд инициации — ритуал, по завершению которого человек переход на новую жизненную ступень.

У предков обряд проводился с обязательным участием жрецов либо глав общин, деревни, семьи.

Вне зависимости от того, кто именно будет проводить обряд инициации — например, индусы, некоторые особенности остаются неизменными.

Каждый, кто захотел стать участником обряда, должен тщательно к нему подготовиться. Для этого можно:

Справка: у иудеев, в отличие от славян, дети до 12-ти лет имеют право прочтения Торы в храме. С 13-ти лет они несут ответственность за свои поступки.

Благодаря этому у них осуществляется инициирование мужской функции в духовном плане.

Провел обряд посвящения, он четко понимает, что несет ответственность за тех, кого будет вести за собой. Данное осознание преследует его по жизни.

У многих народов ритуал инициации подразумевает под собой следующие этапы:

Важно: ритуальная смерть во время процесса воспринималась как концом естественного, не культурного человека и его переход в новый жизненный путь.

Многие психологи долго пытаются растолковать понятие обряда инициации у славян и у других народов, стараясь тем самым выявить тот смысл, который для каждого индивида обладает соответствующим статусом.

Справка: психологическое понятие сводится к обсуждению имеющихся конфликтов, которые напрямую связаны с Эдиповым комплексом, в частности к утверждению половой зрелости и стабилизации половых ролей, в частности.

Беря во внимание данный феномен, многие антропологи пытаются дать исчерпывающий ответ на имеющие виды рассматриваемого ритуала с целью достижения зрелости и выделения социального статуса.

Одновременно с этим, исследователи полагают, что такой обряд инициации используется с целью подготовки чада к потенциальному статусу и привыкания к нему в частности.

В обряде инициации в первобытном обществе проходили публично. В частности в первобытности потенциальные участники обряда посвящения после группировки по возрастам, собирались на площади в специально отведенном месте.

Справка: аналогичные церемонии проходили по всему миру.

Именно это стало предметом для разговоров многих исследователей, причем темы разбиваются по категориям:

В большинстве случаев речь шла о бисексуальном влечении подростков.

Обряды инициации у разных народов обладают персональными особенностями. Наиболее актуально ознакомиться с культурой существования у:

Рассмотрим подробней, какой статус подросток получал по завершении церемонии в каждом случае по отдельности.

Обряд инициации у славянского народа, в частности у славян мог проходить по разным на то основаниям, в частности:

Читайте также:  Что такое ритуал примеры различного типа и вида ритуалов

Наиболее распространенными принято считать для:

До сегодняшнего дня дошли лишь часть ритуалов из представленного перечня, причем в современной интерпретации. При этом посвящение вполне могло бы стать частью любого семейного торжества.

Справка: у славян также процесс проходил публичным образом.

С целью прохождения всех установленных испытаний, необходимо было:

Только после всего указанного человек воспринимался обществом в новом качестве. Например, девочка после присвоения ей статуса “девушка” могла допоздна оставаться в чужом доме на вечеринке, на которой присутствовали и парни.

Русская инициация обладает персональными особенностями. У русского народа обряд на сегодня существует острая необходимость в формировании инициационной культуры. Во многом это связано с потребностью подрастающего поколения в обучении:

Однако это не всегда указывает на то, что все ритуалы требуется внести в нашу повседневность. Сегодня есть уникальная возможность — отталкиваясь от опыта предков создать современную интерпретацию. Однако пока еще до этого никто не дошел.

Общество, которое начинало свой путь еще находясь у истоков зарождения современного социума, уделяло особое внимание переходному процессу детей и подростков во взрослую жизнь.

Именно благодаря ритуалу таинства, парни и девушки могли с легкостью влиться в различные сферы жизни:

Успешное прохождение ритуала указывало на завершение переходного процесса на следующий жизненный этап и обретение достаточного количества опыта.

Иными словами, у каждого индивида появлялась уникальная возможность — развивать в различных направлениях с целью обретения мудрости и гармонии.

Сегодня суицидальная форма проявляется в многочисленных играх, среди которых “Синий кит” и пр.

Их происхождение, в частности призыв к самоубийству самоубийцам связана с тем, что суицидальная форма проявляется по причине вытеснения из нашей культура обряда инициации. Раньше как суицид форма не существовала, однако в обрядах присутствовал запах смерти, поскольку нужно было проходить смертельно опасные испытания.

В качестве примера можно сослаться на американские племена, в которых испытуемые вынуждены были проходить тест на выдержку, при котором их избивали палками, провозглашая при этом: “Ты должен умереть” и т.д. После этого людей загоняли в специально возведенные хижины с муравейниками, в которых требовалось прожить до 2-х дней, не выходя оттуда.

На следующем этапе человек должен был прожить в одиночку в лесу.

Считалось, что после успешно пройденных испытаний, человек принимал совершенно новый облик, обретал мудрость и может уверенно чувствовать среди общества.

По мнению многих аналитиков и исследователей, подобные обряды с большой долей вероятности влекли за собой огромное число суицидов, поскольку человеческая психика не могла справиться с ними. Именно из тех времен, суицид смог перебраться в современную жизнь.

Одновременно с этим необходимо обращать внимание на то, что сегодня многие, так называемые сообщества, считающие себя “чистильщиками”, всеми силами пытаются привлечь к аналогичным испытаниям молодежь. По их мнению, те, кто слаб духом, должен умереть.

Таким образом, они пытаются избавить общество от слабых. Однако это неправильно, психологи настоятельно рекомендуют проверять своих детей на предмет того, во что они играют и чем увлекаются. Это связано с повышенными показателями суицидальных наклонностей среди подростков.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector