В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Как раньше буряты делали обряд?».
Сватовство (худа оролсохо, хадаг табилга). Если в сговоре существенных различий нет, то в сватовстве они ярко выражены. У предбайкальских бурят после получения согласия родителей невесты назначался день, когда происходила официальная церемония сватовства — худа оролсохо.
У забайкальских бурят отец жениха, получив согласие родителей невесты породниться, отправлялся в дацан, чтобы выяснить у ламы возможность заключения брака между молодыми людьми. Если по показаниям астролога молодые подходили друг другу по своим данным, то есть по времени и годам рождения, планетам (звездам), под которыми они родились, и т. д., то он одобрял выбор невесты и здесь же определял сроки сватовства и других досвадебных обрядов.
Обычно для сватовства приезжали отец жениха с одним или несколькими родственниками. Количество сватов было неопределенно и колебалось от 2 до 5 человек. Сватами в основном были мужчины, но иногда в церемониях сватовства участвовала женщина со стороны жениха.
При несогласии невеста не принимала хоолобшо, и сватовство расстраивалось, а если принимала, то с этого времени считалась нареченной.
25-03-2019
Это большой праздник для семьи. Его проводят в четыре этапа: закапывают послед ребёнка, брызгают тарасуном (молочным вином), укладывают новорождённого в люльку и, в самом конце, выбирают имя малышу.
На столе стоит вареное мясо, саламат и прочая белая пища — всё это необходимо для проведения обряда
По словам артистки, после захоронения последа необходимо брызнуть тарасуном. Затем родители новорождённого спрашивают разрешения у приглашенного народа, можно ли младенца положить в колыбель.
Родственники и близкие друзья семьи дарят подарки, в их число входят скот, серебро или золотые монеты. Затем происходит обряд наречения имени. Обычно имя предлагает старейшина рода, а окончательное слово уже за гостями.
В кальсоны отца новорождённого заворачивают послед с другими ритуальными атрибутами
Старейшина рода предлагает имя для новорождённого
Всю беременность Туя жила с ощущением счастья, переполнявшим ее, прекрасно чувствовала себя и задумала обязательно сделать рождение своего второго сына чем-то особенным.
Еще будучи на родильном столе, женщина попросила не выбрасывать послед ребенка, а сохранить. Акушеры были весьма удивлены, но просьбу выполнили.
Впрочем, как рассказали в Республиканском центре народного творчества, вариантов проведения этого ритуала у бурят много. И присутствие шамана не обязательно. Главное, провести обряд правильно. Послед считался частью ребенка, его душой, и жизнь новорожденного зависела от него. В роддомах материнский послед обычно просто выкидывается.
По верованиям бурят, надо уберечь послед матери от злых духов.
Как ей показалось, во время проведения действа чувствуется магия этого ритуала. В нем участвуют люди, мечтающие о ребенке. У Tyи во время ритуала тоже присутствовала женщина, которая давно мечтала о ребенке. Эта женщина была русской. Известно, что спустя какое-то время она тоже родила. По словам Туи, чудо обряда, вероятно, как-то повлияло на эту женщину.
В таких вещах, как она считает, национальность и причастность совершенно не важны. Главное – быть сопричастным к совершаемому обряду.
Как и положено, на обряде резали барана. Отдельные части свеженины использовались при отправлении родильных обрядов, причем для каждого предназначались строго определенные части. Для угощения непременно варили, помимо мяса, еще и внутренности: желудок, начиненный кровью (хоторгой), почки (бooри), печень (эльгэн). Также варится курдюк.
Спиртное не полагалось. Во время угощения или после него обменивались подарками. Каждый пришедший, в том числе и повивальная бабка, подносил подарки новорожденному. Родители в свою очередь одаривали гостей. Самый почетный подарок предназначался повивальной бабке. Она получала рубашку, платок и деньги. Все остальные, в зависимости от благосостояния хозяев, одаривались хлопчатобумажными рубашками, платками, деньгами, причем все абсолютно, включая и детей, которым давали сладости и мелкие монеты.
Туя послед решила не закапывать в мерзлую зимнюю землю, а отдать собаке.
Считалось, если хозяйская собака съест весь послед, то он будет скрыт от злых духов, а жизнь ребенка будет сохранена.
Место захоронения последа считалось для человека священным и почитаемым. Туя уверена, что ее сын в будущем будет знать, где конкретно находится его родное место, которое будет придавать ему сил.
Интересно, что старую колыбель могли использовать как дар только от родителей мужа. Она могла переходить только к потомству по мужской линии. Если ее не сохранилось, то делали новую. Но только после рождения ребенка. Делать кроватку заблаговременно и покупать вещи для новорожденного заранее считалось греховным. Это могло повлечь за собой какое-нибудь несчастье: неудачные роды или раннюю смерть ребенка.
С приходом христианства и буддизма буряты стали пользоваться соответствующими именами.
Считалось, что поскольку такое имя пришло из другой веры и другой страны, но при этом является именем, то лучше назвать ребенка так.
Своему сыну Tуя дала имя великого бурятского религиозного и общественного деятеля цанид-хамбо Агвана Доржиева. Сейчас Агвану уже почти восемь лет. Станет ли он достойным преемником своего известного тезки – пока неизвестно. Но Агван, в честь которого провели столь чудесный обряд, растет здоровым, веселым и очень любящим танцы мальчуганом.