Как возникли обряды и ритуалы

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Как возникли обряды и ритуалы?».

Доклад. Как возникли ритуалы и обычаи?

Народные традиции, обряды и традиции сопровождают человека всю жизнь — от рождения до смерти. Их много и они самые разнообразные: на каждый день, на праздник, на торжественное событие в семье — на все случаи радости и печали. Возникли они на основании веры, трудовой деятельности, быта и отдыха людей. Но не случайно, потому что обычаи, обряды и традиции не возникают и не исчезают быстро. Необходимы десятилетия или даже столетия, прежде чем тот или иной обычай, обряд или традиция приобретут общенационального признания. В тех обычаях, обрядах и традициях, которые дошли до наших дней, пошли свое воплощение три веры-культуры: язычницкая, христианская и частично атеистическая. Народные обычаи в основном христианские. Но в некоторых из них четко заметны остатки язычества и атеизма. Например: язычнические Коляды, советский ЗАГС, элементы общественной панихиды.

Различные обряды и церемонии настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы давно перестали им удивляться. Их история возникновения уходит корнями в далёкие-далёкие языческие времена, когда у людей почти не имелось знаний об окружающем мире. Почти никто в то время не знал, почему идёт дождь, из-за чего бывает засуха, что представляет собой молния и т.д.

Неизвестность страшит больше всего, поэтому людям приходилось придумывать какие-либо объяснения даже природным явлениям. Так появились первые языческие боги: Перун, Велес, Макошь и другие. Люди верили, что те дают им защиту и покровительство, а разгневавшись, могут и наказать.

Стали появляться первые обряды, призванные для восхваления и задабривания богов. Ни один праздник на Руси не обходился без традиционных песен, плясок и костров в честь этих верховных существ.

Чем больше просимое людьми совпадало с действительностью, тем прочнее обряды закреплялись в человеческом сознании. Например, длительное время стоит жаркая погода, людям необходим дождь. Жители зажигают костры в честь бога молний, танцуют, просят его о ниспослании драгоценных ливней. Но ничего не происходит…

Через некоторое время люди снова устраивают божеству представления, а для большей удачи на этот раз ещё и сжигают в костре, например, быка. И так получается, что вскоре действительно набегают тучи и идёт долгожданный дождь! Можно быть уверенным, что теперь, при каждой необходимости восславить это божество, один бык тоже будет покидать этот мир.

Обряды, регулярно повторяясь, закреплялись людьми в течение многих веков. Например, проводы зимы – Масленица. Этот праздник сохранился и по сей день. Ранее он, конечно, отмечался куда более широко.

Конечно, никто сейчас не думает, что без этой торжественной встречи весна не наступит, но праздник справляют по-прежнему.

Читайте также:  Как выбрать перекресток для ритуала

Как возникли обряды на Руси языческой, так они и продолжились с приходом христианства. С той лишь разницей, что теперь они имели отношение к одному верховному существу, а не к целому пантеону. Основные божества слились с некоторыми святыми, а остальные постепенно канули в небытие или стали отождествляться с нечистью.

Соответственно, изменился и характер некоторых обычаев. Например, ранее молодожёны, дав клятвы любви и верности, отправлялись поклониться соответствующим богам. Сейчас это заменилось венчанием в церкви.

В день Ивана Купала принято было устраивать купания и развлечения, связанные с водой: обливания, обрызгивание и др. Сейчас церковью в этот день отмечается рождество Иоанна Крестителя. Опять же, человека, который всех крестил с помощью воды.

Зимой, 6 января, в язычестве отмечался день бога Солнца, Митры. Сейчас в этот день отмечается Рождественский сочельник, день накануне Рождества Христова.

Обряды и традиции существуют рядом с нами уже много веков. Пусть какие-то из них видоизменились, утратили часть своего первоначального смысла, но раз люди их не забыли за несколько столетий, значит, где-то в них таится истина.


В каждой современной религии имеется большое количество различных обрядов и праздников. Религия учит, что эти праздники и обряды имеют божественное происхождение, установлены самим богом или его посланниками на земле, что появились они в том самом виде, в каком существуют сейчас, совершенно не изменившись за многие столетия.

На самом деле все это не так. Религиозные обряды и праздники имеют вовсе не небесное происхождение. Они установлены не богом, а самими людьми. Истоки большинства праздников и обрядов лежат в наивных верованиях первобытных народов.

Жизнь первобытных людей была очень сурова и трудна. Беспомощные, безоружные в борьбе с природой, наши далекие предки находились под гнетом ее стихийных сил. Люди не знали, что принесет им завтрашний день, ожидали его с тревогой и страхом.

Мог ли человек в то время успешно бороться с силами природы, если не знал ее законов, не понимал причин тех явлений, с которыми ему приходилось сталкиваться на каждом шагу? Он не знал, почему день сменяется ночью, почему гремит гром и сверкает молния, отчего наступают холода и возникают лесные пожары.

Непонимание причин этих и многих других явлений, бессилие и страх первобытного человека перед силами природы породили в его сознании представление о том, что в мире существуют какие-то таинственные, могущественные силы, которые управляют всей земной жизнью, и от этих сил зависит благополучие людей. Позднее наши предки наделили эти силы душой, уподобили их человеку, поверив, что путем особых, колдовских действий их можно задобрить, умилостивить, расположить к себе. Для этой цели они совершали различные магические действия, произносили заклинания, делали жертвоприношения своим могущественным покровителям. Человек обращался к духам, веря, что этим он спасает свою жизнь, свое хозяйство от недобрых действий сверхъестественных сил.

Читайте также:  Как проходит обряд посвящения в масоны

Особенно важным, как полагали древние люди, было задобрить всесильных духов в дни, связанные с определенными важными хозяйственными моментами в жизни человека — ведь от них зависело все их дальнейшее существование. Для скотоводческих племен большое значение имело время выгона скота в поле, перевода животных с одного пастбища на другое, рождения молодняка. У земледельцев решающими были дни пахоты, сева, уборки урожая. А в жизни охотников большую роль играло время их выхода на охоту. Перед этими важнейшими в жизни древних людей событиями они коллективно обращались к своим духам-богам с просьбами, заклинаниями, совершали жертвоприношения, пытаясь заручиться их поддержкой в хозяйственных делах. Постепенно все эти действия люди стали повторять из года в год в одно и то же время, так как большинство хозяйственных работ имело сезонный характер. Дни коллективного обращения к могущественным духам постепенно выделялись из массы обычных дней и со временем превратились в религиозные праздники.

Христианская религия заимствовала многие праздники и обряды из религий первобытных народов. Конечно, они были подвергнуты значительной переработке, получили новое содержание, новое толкование. Христианские праздники и обряды стали связываться с именами Христа, богородицы, разных святых угодников. Но как бы ни видоизменились праздники наших далеких предков в христианской религии, почти в каждом из них можно найти черты, сохранившиеся от верований первобытных людей.

Что, например, представляет собой такой широко почитаемый верующими праздник, как Ильин день?

Заимствовали христиане у древних народов и других богов, а вместе с ними и праздники в честь этих небесных покровителей. И Николин день, и праздник святого Георгия, и день святого Пантелеймона-целителя, и другие христианские праздники представляют собой видоизмененные, переработанные, по-новому истолкованные празднества древних людей, наших далеких предков.

Следы древних верований можно обнаружить и во всем известных обрядах современных религий.

Что, например, представляет собой молитва верующих людей?

Оказывается, это всего лишь видоизмененная форма тех самых магических заклинаний первобытного человека, с которыми он обращался к своим всесильным духам-богам. Древние люди, не зная, откуда взялась человеческая речь и вообще человеческое сознание, и почему речью обладают только люди, приписывали слову особую, колдовскую силу. Они верили, что определенные слова, которые сопровождаются определенными действиями, могут воздействовать на духов, повлиять на них, помочь добиться от могущественных владык природы содействия в нужном деле. В современных церковных наставлениях указывается, что назначение молитвы — просить бога о своих нуждах и благодарить его за благодеяния. Но ведь то же самое назначение имели и заклинания первобытных людей!

Читайте также:  Где снимали пиковая дама черный обряд

Сохранилось в христианской религии и представление древнего человека о том, что молитва приобретает особую силу, если ее повторять много раз подряд. А некоторые действия, которыми сопровождаются молитвы, — коленопреклонение, воздевание рук и т. п. — христиане переняли у древних египтян — язычников. Пережитком верования древних народов являются и такие обряды, как целование икон.

Но может ли быть братом капиталисту рабочий, который гнет спину на своего хозяина, получая за это жалкие гроши? Может ли быть братом помещику безземельный крестьянин, от зари до зари работающий на него?

Если ты действительно брат — делись с рабочим и крестьянином всем, что имеешь, поровну, работай с ним наравне от зари до зари. Тогда ты будешь настоящим братом. А когда одни прожигают жизнь на роскошных яхтах и в Куршавелях, а другим за счастье иметь на столе макароны с постным маслом, это не братская любовь, а классовая борьба. Это классовая ненависть эксплуататоров к эксплуатируемым — к тем, кого они обирают и за чей счет живут.

Подобные проповеди о классовом мире имеют одну цель: отвлечь трудящихся от классовой борьбы, от всяких попыток изменить несправедливый общественный строй, не дать бедным и угнетенным возможность разогнуть спину и ощутить себя людьми.

Как и всякая религия, все ее проявления, в том числе религиозные праздники и обряды, приносят большой вред, обезоруживая людей, не позволяя им сопротивляться своим угнетателям. В дни религиозных праздников духовенство вновь и вновь внушает верующим, что всякая борьба за лучшую жизнь в этом мире бесплодна, так как все находится во власти всевышнего. Попы убеждают верующих, что люди должны не бороться за лучшее будущее на земле, а ждать божьей милости, когда бог сам сподобится устроить им лучшую жизнь, а если не сподобится, то так тому и быть — бог лучше знает, кого любить, а кого миловать.

Только лучшая жизнь с ожиданием божьего чуда никогда не произойдет, если люди сами не станут решать свои проблемы, если они сами не побеспокоятся о себе, не дожидаясь милости божьей. Как это делается, известно: наши деды и прадеды наглядно это показали почти сто лет назад. Осталось теперь только их внукам и правнукам — нам с вами — навести порядок в своей голове, крепко осознав, что собственную жизнь мы строим сами каждым своим действием и каждым своим поступком. И если сегодня мы идем в церковь молиться вместо того, чтобы скинуть со своей шеи всех этих паразитов, значит горя на наши плечи ляжет еще немало.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector