В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Какие обряды есть в опере снегурочка?».
Без игровых и обрядовых сцен картина сказочной Руси не получилась бы такой красочной. Они лежат в основе народно-бытовых сцен, выражают связь с природой человеческого мира, берендейского люда; его отношение с природой, показывают, что жизнь берендеев проходит в непрерывном, постоянным общением с природой.
Содержание этих сцен меняется в соответствии с временами года.
В опере Римский-Корсаков в значительной степени пользовался народными мелодиями, заимствовал несколько из своего сборника, другие создавал на основе глубоко впитанных им элементов народной мелодики (попевки пентатонического типа с характерным сочетанием б2 и м3, ч4, ч5; народный характер сцен подчеркнут принципами развития – вариационным) гармонизацией, приемами инструментовки (архаический колорит придает строгая диатоничность, миксолидийский лад, значительная роль побочных ступеней); подражание плясовым наигрышам народных инструментов.
Первая часть хора – прощание с Масленицей – состоит из двух эпизодов.
Решительный характер первой темы усилен темброво-регистровым развитием проведением в разных группах хора и в виде канонических имитаций. В третьей репризной части кратко проходят обе темы прощание с Масленицей – весной, и заунывная – обряд завершается монологом чучела Масленицы.
Сцена в заповедном лесу из третьего действия воспроизводит праздник сжигания, она насыщена хороводами, песнями, плясками, по композиции напоминает вокально-инструментальную сюиту.
Финал оперы – народная обрядовая сцена встречи первого летнего дня. Она начинается с оркестрового эпизода – шествие народа и царя Берендея. За ним идет хоровой номер – хороводная песня, заимствованная из песен сборника Балакирева (после этого следует обряд благословения царем Берендеем молодых пар).
Диатоническое построение обряда (беседа-торговля жениха с подругами невесты) позволило Римскому-Корсакову придать музыкальную форму этой сцене черты двух — темных вариаций.
Дальнейшее развитие основано на чередовании обеих тем, проходящих в различных тональностях (Es, e, D) после репризы проводится у хора мелодия невесты, она проходит у Бобыля в небольшой коде.
Особое место занимает в опере 3 картины – хор слепых гусляров и два гимна берендеев IIдействия. Здесь преобладают черты архаистические, суровые, мерные, мелодия речитативного склада, напев сурово-диатонический, преобладает величавый унисон.
Разработка открытого урока в 5 классе по теме:
«Народный обряд Масленица в опере
Учитель: Бурлакова Н.Я. школа- лицей №16 г. Павлодар РК
Место урока в системе уроков по теме: 2
Задачи урока:
Продолжить формирование музыкального вкуса, понимание синкретической природы оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных спектаклей.
На основе музыкального произведения выработать вдумчивое отношение к народным традициям и обычаям.
Тип урока:
Совершенствование знаний и эстетических качеств, обучающихся средствами музыкального материала.
Вид урока:
Лекция с элементами эвристической беседы
Оборудование: Компьютер
Обоснование использования ИКТ: использовать ИКТ, как средство подачи иллюстративного материала с целью активизации учебно-творческой деятельности обучающихся.
Виды деятельности:
1Организация начала урока
«Доброе утро ребята
2 Актуализация опорных знаний
Слайд №1
Запись темы урока в опросном листе.
Задание № 1
3 Операционно-познавательный
Примерные ответы: Зима не лето – в шубу одета.
Зима лето строит
Снег на полях – зерно в закромах
Дети говорят пословицы о зиме
Наша зима у поэтов – красавица, порой шаловливая, порой тихая как сон
Ученик: Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит
Ученики читают стихи о зиме
Вглядитесь в эти зимние пейзажи, когда сама природа будто ждет появления сказки, и она приходит в дома людей из черноты дальнего леса, из замерзшей тишины ночного воздуха. Самые удивительные и волшебные праздники приходят зимой. Какие?
Просмотр видеоролика 01
Давайте посмотрим, как древние русичи справляли этот праздник. Красивый праздник, ребята? А в кругу семьи вы справляете Масленицу?
Заполняют опросный лист.
Задание № 2
3 Углубление полученных знаний через сравнение народного обряда с обрывком из оперы
«Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царствия берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания, чем поклонение Яриле-Солнцу.
Скажите ребята, какие образы в сказке волшебные, вымышленные, а какие реальные? Композитор сочинил яркую, красочную картину старинного обряда. И когда мы сейчас будем слушать и смотреть этот обряд, нам будет казаться, что это не композитор сочинил, а сам народ.
Анализ музыкального произведения
Заполняют опросный лист.
Задание № 3
Весна, Снегурочка, Дед Мороз
Реальные: Лель, Купава и т.д.
Просмотр видеоролика 02
Какой характер этого обряда хотел композитор показать? Что нового в обряде сочинил композитор?
Давайте, ребята, мы тоже на время станем композиторами и сыграем свой обряд
Слушание отрывка из оперы
Веселье, Беззаботность, Радость по проводам зимы
4Развитие культуры исполнения произведения
А мы масленицу дожидаем
Сыр и масло в глаза увидаем
Увидаем, душе, увидаем
(Петь по основным ступеням лада)
Эй! Веселый, собирайся народ
Нынче Масленица в гости идет
1 ученик: Едет масленица дорогая
Наша гостьюшка годовая
На саночках расписных
На конечках вороных
2ученик: Ой, да Масленица
На двор въезжает
Широкая на двор въезжает
Ой, да Масленица широкая
Разучивание хора из пролога оперы
После исполнения учитель говорит:
Ну-ка руку протяните
Да блинок от Масленицы себе возьмите
Все ученики: Мы наелись угощения
Наше кончилось веселье
Ты прощай, прощай наша Масленица
Заполняют опросный лист.
Задание № 4
5Рефлексивно-оценочный
Музыкальный отрывок, хор из пролога 02 mp.3
Ребята, скажите мне, почему мы прощаемся в песне с Масленицей, что подразумевается под образом Масленицы.
Ответы детей: Масленица – это образ старой Зимы
Повторное слушание хора и зарисовка образа Масленицы.
3 уч.: такой обычай есть
Надо Масленицу сжечь
Чтоб тепло ее костра
Весна – девица – краса
Всей душою ощутила
И в права свои вступила
Подведение итогов урока
Вот ребята, мы с вами подошли к концу урока. И чтобы закончить его нужно отгадать загадки. Ответьте мне: что здесь лишнее? ( Сравнивают изображение)
Музыкальный отрывок из четвёртого действия 03 mp.3
А что здесь общее? ( Сравнивают изображения).Жалко нам Снегурочку, но таков закон природы. За лютой зимой идёт солнечная весна. Поэтому опера заканчивается гимном солнцу. свету, жизни
А закончим мы наш урок словами:
Поезжай долой со двора
Отошла твоя пора
Весна — красна, наша Ладушка пришла.
Учитель: До свидание ребята
Ученики: до свидания учитель
Заполняют опросный лист.
Задание № 5
Дети сдают опросные листы
Фамилия. Имя. класс:
Напиши тему урока
Русский народ свою масленицу величает : честная масленица, широкая масленица или сырная неделя . К первому дню масленицы устраиваются общественные горы ,качели, балаганы для скоморохов, столы с сладкими яствами. Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешиться над скоморохами – значило в старину: жить в горькой беде, сидеть калекой без ног.
(Выбери из ряда масленичных развлечений лишнее) Кулачные бои, поедание блинов, катание с гор, купание в прорубе, медвежьи забавы, взятие снежного городка.
Краткое содержание: Действие происходит в сказочной стране берендеев. Снегурочка просит Деда Мороза и Весну отпустить ее из леса к людям. Слышится песня- это приближаются берендеи, везущие в лес Чучело-Масленицы. Из леса выходит Снегурочка, ее замечают Бобыль и Бобылиха и берут ее с собой. В слободке Снегурочка встречает пастушка Леля. Ей нравится, как он поет. У Снегурочки появляется подруга Купава, которая ждет своего жениха Мизгиря. Он приходит в слободку с богатыми дарами свататься к Купаве, но заметив Снегурочку, забывает о своем слове жениться на Купаве. Царь Берендей разгневан и решает судить Мизгиря. На суд приходит и Снегурочка. Царь Берендей поражен необыкновенной красотой и поручает Лелю и Мизгирю пробудить в Снегурочке чувство любви. Снегурочка сама жаждет любви и обращается к своей матери Весне с этой просьбой.Весна дарит волшебный венок, наделяя Снегурочку способностью любить. Собирается народ встретить первый день лета.К царю Берендею подходят пары влюбленных, в том числе и Снегурочка с Мизгирем,но первый луч солнца на нее и она исчезает. Народ славит бога Ярилу.
Вопрос:Что случилось со Снегурочкой в конце оперы? Сгорела, утонула, растаяла, улетела.
Говорить о фольклоризме этих произведений и легко и сложно. Легко потому, что фольклорное начало, этнографизм составляют суть, содержание, язык и пьесы, и оперы. Многие факты лежат здесь на поверхности, так что не составляет большого труда найти первоисточники образов, сюжетных линий, эпизодов в сказочном, песенном, обрядовом материале. Нас поражает и восхищает авторское проникновение в мир русской архаики и современного драматургу и композитору народного творчества, удивительно бережная и в то же время ярко индивидуальная, смелая обработка этого пласта национальной культуры и создание на основе его величайших по красоте, глубине мысли произведений, созвучных прошлому и настоящему.
Кстати, и то, что мы по привычке называем народной сказкой о растаявшей под лучами летнего солнца девочке, вылепленной из снега, — тоже не сказка. Заметим в скобках: сюжет о Снегурочке стоит особняком в традиционном сказочном репертуаре, он практически не имеет вариантов и очень краток, скорее напоминает притчу о закономерном наказании за пренебрежение к правилам поведения, обусловленным законами природы, и нежизнеспособности искусственного, неестественным образом созданного вопреки законам жизни.
Не касаясь авторского замысла и сугубо профессиональных приемов композиторского творчества, ограничусь несколькими комментариями к фольклорно-этнографическим реалиям, отраженным в либретто оперы Н. А. Римского-Корсакова. Отдельные детали, повороты сюжета, мотивировки, воспринимаемые ныне как второстепенные, а то и просто странные, на самом деле оказываются чрезвычайно важными и помогают проникнуть в глубины народного мировоззрения, понять символику и логику поступков действующих лиц оперы.
По-своему загадочен образ Мизгиря. Роль его в сюжете, отношение к нему берендеев, мотивировка поведения и трагическая, с нашей точки зрения, гибель становятся более понятными при обращении к верованиям и представлениям, часть которых дожила едва ли не до начала XX в.
Опера, созданная Римским-Корсаковым, на уровне либретто сохранила как сюжетную, так и поэтическую основу произведения Островского.
Разумеется, фольклоризм оперы более очевиден и ярок благодаря включению подлинных народных песен и наигрышей, фольклорных приемов звукоподражания, народных кличей и плачей, благодаря музыкальной образности, удивительной системе лейтмотивов, богатой и сочной инструментовке.
Н. А. Римский-Корсаков сторицей отплатил народу, щедро раскрывшему перед ним тысячелетнее духовное богатство, подарив в новом, современном виде свою гениальную творческую фантазию на темы Древней Руси.