Какие обряды есть в опере снегурочка

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Какие обряды есть в опере снегурочка?».

Без игровых и обрядовых сцен картина сказочной Руси не получилась бы такой красочной. Они лежат в основе народно-бытовых сцен, выражают связь с природой человеческого мира, берендейского люда; его отношение с природой, показывают, что жизнь берендеев проходит в непрерывном, постоянным общением с природой.

Содержание этих сцен меняется в соответствии с временами года.

В опере Римский-Корсаков в значительной степени пользовался народными мелодиями, заимствовал несколько из своего сборника, другие создавал на основе глубоко впитанных им элементов народной мелодики (попевки пентатонического типа с характерным сочетанием б2 и м3, ч4, ч5; народный характер сцен подчеркнут принципами развития – вариационным) гармонизацией, приемами инструментовки (архаический колорит придает строгая диатоничность, миксолидийский лад, значительная роль побочных ступеней); подражание плясовым наигрышам народных инструментов.

Первая часть хора – прощание с Масленицей – состоит из двух эпизодов.

Решительный характер первой темы усилен темброво-регистровым развитием проведением в разных группах хора и в виде канонических имитаций. В третьей репризной части кратко проходят обе темы прощание с Масленицей – весной, и заунывная – обряд завершается монологом чучела Масленицы.

Сцена в заповедном лесу из третьего действия воспроизводит праздник сжигания, она насыщена хороводами, песнями, плясками, по композиции напоминает вокально-инструментальную сюиту.

Финал оперы – народная обрядовая сцена встречи первого летнего дня. Она начинается с оркестрового эпизода – шествие народа и царя Берендея. За ним идет хоровой номер – хороводная песня, заимствованная из песен сборника Балакирева (после этого следует обряд благословения царем Берендеем молодых пар).

Диатоническое построение обряда (беседа-торговля жениха с подругами невесты) позволило Римскому-Корсакову придать музыкальную форму этой сцене черты двух — темных вариаций.

Дальнейшее развитие основано на чередовании обеих тем, проходящих в различных тональностях (Es, e, D) после репризы проводится у хора мелодия невесты, она проходит у Бобыля в небольшой коде.

Особое место занимает в опере 3 картины – хор слепых гусляров и два гимна берендеев IIдействия. Здесь преобладают черты архаистические, суровые, мерные, мелодия речитативного склада, напев сурово-диатонический, преобладает величавый унисон.

Разработка открытого урока в 5 классе по теме:

«Народный обряд Масленица в опере

Учитель: Бурлакова Н.Я. школа- лицей №16 г. Павлодар РК

Место урока в системе уроков по теме: 2

Задачи урока:

Продолжить формирование музыкального вкуса, понимание синкретической природы оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных спектаклей.

На основе музыкального произведения выработать вдумчивое отношение к народным традициям и обычаям.

Тип урока:

Совершенствование знаний и эстетических качеств, обучающихся средствами музыкального материала.

Читайте также:  Обряд соборования что означает

Вид урока:

Лекция с элементами эвристической беседы

Оборудование: Компьютер

Обоснование использования ИКТ: использовать ИКТ, как средство подачи иллюстративного материала с целью активизации учебно-творческой деятельности обучающихся.

Виды деятельности:

1Организация начала урока

«Доброе утро ребята

2 Актуализация опорных знаний

Слайд №1

Запись темы урока в опросном листе.

Задание № 1

3 Операционно-познавательный

Примерные ответы: Зима не лето – в шубу одета.

Зима лето строит

Снег на полях – зерно в закромах

Дети говорят пословицы о зиме

Наша зима у поэтов – красавица, порой шаловливая, порой тихая как сон

Ученик: Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит

Ученики читают стихи о зиме

Вглядитесь в эти зимние пейзажи, когда сама природа будто ждет появления сказки, и она приходит в дома людей из черноты дальнего леса, из замерзшей тишины ночного воздуха. Самые удивительные и волшебные праздники приходят зимой. Какие?

Просмотр видеоролика 01

Давайте посмотрим, как древние русичи справляли этот праздник. Красивый праздник, ребята? А в кругу семьи вы справляете Масленицу?

Заполняют опросный лист.

Задание № 2

3 Углубление полученных знаний через сравнение народного обряда с обрывком из оперы

«Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царствия берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания, чем поклонение Яриле-Солнцу.

Скажите ребята, какие образы в сказке волшебные, вымышленные, а какие реальные? Композитор сочинил яркую, красочную картину старинного обряда. И когда мы сейчас будем слушать и смотреть этот обряд, нам будет казаться, что это не композитор сочинил, а сам народ.

Анализ музыкального произведения

Заполняют опросный лист.

Задание № 3

Весна, Снегурочка, Дед Мороз

Реальные: Лель, Купава и т.д.

Просмотр видеоролика 02

Какой характер этого обряда хотел композитор показать? Что нового в обряде сочинил композитор?

Давайте, ребята, мы тоже на время станем композиторами и сыграем свой обряд

Слушание отрывка из оперы

Веселье, Беззаботность, Радость по проводам зимы

4Развитие культуры исполнения произведения

А мы масленицу дожидаем

Сыр и масло в глаза увидаем

Увидаем, душе, увидаем

(Петь по основным ступеням лада)

Эй! Веселый, собирайся народ

Нынче Масленица в гости идет

1 ученик: Едет масленица дорогая

Наша гостьюшка годовая

На саночках расписных

На конечках вороных

2ученик: Ой, да Масленица

На двор въезжает

Широкая на двор въезжает

Ой, да Масленица широкая

Разучивание хора из пролога оперы

После исполнения учитель говорит:

Читайте также:  Что такое обряд безбрачия

Ну-ка руку протяните

Да блинок от Масленицы себе возьмите

Все ученики: Мы наелись угощения

Наше кончилось веселье

Ты прощай, прощай наша Масленица

Заполняют опросный лист.

Задание № 4

5Рефлексивно-оценочный

Музыкальный отрывок, хор из пролога 02 mp.3

Ребята, скажите мне, почему мы прощаемся в песне с Масленицей, что подразумевается под образом Масленицы.

Ответы детей: Масленица – это образ старой Зимы

Повторное слушание хора и зарисовка образа Масленицы.

3 уч.: такой обычай есть

Надо Масленицу сжечь

Чтоб тепло ее костра

Весна – девица – краса

Всей душою ощутила

И в права свои вступила

Подведение итогов урока

Вот ребята, мы с вами подошли к концу урока. И чтобы закончить его нужно отгадать загадки. Ответьте мне: что здесь лишнее? ( Сравнивают изображение)

Музыкальный отрывок из четвёртого действия 03 mp.3

А что здесь общее? ( Сравнивают изображения).Жалко нам Снегурочку, но таков закон природы. За лютой зимой идёт солнечная весна. Поэтому опера заканчивается гимном солнцу. свету, жизни

А закончим мы наш урок словами:

Поезжай долой со двора

Отошла твоя пора

Весна — красна, наша Ладушка пришла.

Учитель: До свидание ребята

Ученики: до свидания учитель

Заполняют опросный лист.

Задание № 5

Дети сдают опросные листы

Фамилия. Имя. класс:

Напиши тему урока

Русский народ свою масленицу величает : честная масленица, широкая масленица или сырная неделя . К первому дню масленицы устраиваются общественные горы ,качели, балаганы для скоморохов, столы с сладкими яствами. Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешиться над скоморохами – значило в старину: жить в горькой беде, сидеть калекой без ног.

(Выбери из ряда масленичных развлечений лишнее) Кулачные бои, поедание блинов, катание с гор, купание в прорубе, медвежьи забавы, взятие снежного городка.

Краткое содержание: Действие происходит в сказочной стране берендеев. Снегурочка просит Деда Мороза и Весну отпустить ее из леса к людям. Слышится песня- это приближаются берендеи, везущие в лес Чучело-Масленицы. Из леса выходит Снегурочка, ее замечают Бобыль и Бобылиха и берут ее с собой. В слободке Снегурочка встречает пастушка Леля. Ей нравится, как он поет. У Снегурочки появляется подруга Купава, которая ждет своего жениха Мизгиря. Он приходит в слободку с богатыми дарами свататься к Купаве, но заметив Снегурочку, забывает о своем слове жениться на Купаве. Царь Берендей разгневан и решает судить Мизгиря. На суд приходит и Снегурочка. Царь Берендей поражен необыкновенной красотой и поручает Лелю и Мизгирю пробудить в Снегурочке чувство любви. Снегурочка сама жаждет любви и обращается к своей матери Весне с этой просьбой.Весна дарит волшебный венок, наделяя Снегурочку способностью любить. Собирается народ встретить первый день лета.К царю Берендею подходят пары влюбленных, в том числе и Снегурочка с Мизгирем,но первый луч солнца на нее и она исчезает. Народ славит бога Ярилу.

Читайте также:  Как правильно писать ритуал или ретуал

Вопрос:Что случилось со Снегурочкой в конце оперы? Сгорела, утонула, растаяла, улетела.

Говорить о фольклоризме этих произведений и легко и сложно. Легко потому, что фольклорное начало, этнографизм составляют суть, содержание, язык и пьесы, и оперы. Многие факты лежат здесь на поверхности, так что не составляет большого труда найти первоисточники образов, сюжетных линий, эпизодов в сказочном, песенном, обрядовом материале. Нас поражает и восхищает авторское проникновение в мир русской архаики и современного драматургу и композитору народного творчества, удивительно бережная и в то же время ярко индивидуальная, смелая обработка этого пласта национальной культуры и создание на основе его величайших по красоте, глубине мысли произведений, созвучных прошлому и настоящему.

Кстати, и то, что мы по привычке называем народной сказкой о растаявшей под лучами летнего солнца девочке, вылепленной из снега, — тоже не сказка. Заметим в скобках: сюжет о Снегурочке стоит особняком в традиционном сказочном репертуаре, он практически не имеет вариантов и очень краток, скорее напоминает притчу о закономерном наказании за пренебрежение к правилам поведения, обусловленным законами природы, и нежизнеспособности искусственного, неестественным образом созданного вопреки законам жизни.

Не касаясь авторского замысла и сугубо профессиональных приемов композиторского творчества, ограничусь несколькими комментариями к фольклорно-этнографическим реалиям, отраженным в либретто оперы Н. А. Римского-Корсакова. Отдельные детали, повороты сюжета, мотивировки, воспринимаемые ныне как второстепенные, а то и просто странные, на самом деле оказываются чрезвычайно важными и помогают проникнуть в глубины народного мировоззрения, понять символику и логику поступков действующих лиц оперы.

По-своему загадочен образ Мизгиря. Роль его в сю­жете, отношение к нему берендеев, мотивировка по­ведения и трагическая, с нашей точки зрения, гибель становятся более понятными при обращении к веро­ваниям и представлениям, часть которых дожила едва ли не до начала XX в.

Опера, созданная Римским-Корсаковым, на уровне либретто сохранила как сюжетную, так и поэтическую основу произведения Островского.

Разумеется, фольклоризм оперы более очевиден и ярок благодаря включению подлинных народных песен и наигрышей, фольклорных приемов звукопод­ражания, народных кличей и плачей, благодаря музы­кальной образности, удивительной системе лейтмоти­вов, богатой и сочной инструментовке.

Н. А. Римский-Корсаков сторицей отплатил наро­ду, щедро раскрывшему перед ним тысячелетнее ду­ховное богатство, подарив в новом, современном виде свою гениальную творческую фантазию на темы Древ­ней Руси.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector