Какие обряды связаны с праздником наурыз

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Какие обряды связаны с праздником наурыз?».

казахский традиция жертвоприношение свадебный

Если в этот день рождались мальчики, их называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек просто Наурыз или Наурызгуль. Если в день равноденствия выпадал снег — это считалось добрым знаком. В далеком прошлом казахи называли Наурыз Днем улуса (народа), или Великим днем улуса. В народе есть поверье: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет весь последующий год. Отсюда — изобилие праздничных обычаев и атрибутов. Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в ссоре, ибо, как утверждали старики, когда Наурыз входит в дома людей, все болезни и неудачи должны обходить их стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече обнимали друг друга, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их.

Праздник Наурыз не обходился и без спортивной борьбы, участвовать в которой могли не только юноши, но и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее желания. В таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества.

Все люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности, освобождались от повседневных обязанностей и на равных правах принимали активное участие в весельях и играх. В это время снимались всевозможные этические запреты во взаимоотношениях мужчин и женщин, даже те, что всегда существовали между старшим деверем — кайынага — и невесткой — келен. Ученые считают, что эта веселая игра ради забавы есть далекий отголосок свободных встреч и массовых совместных развлечений в дни возрождения умершей природы между двумя взаимообручающимися родами, когда на короткое время снимались запреты и ограничения во взаимоотношениях мужчин и женщин. День традиционно заканчивался представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца, во время, когда добро побеждает зло. Затем разжигали костер, и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали, тем самым, завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.

Читайте также:  Сколько времени проходило в старину от начала учебного года до обряда

После исполнения ритуальных мероприятий три человека в образе зазывалы обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на большой праздник. Они одевались в яркие, праздничные костюмы, рядились в персонажей казахских сказок — Алдар Косе, Жиренше и красавицу Карашаш. После этого начиналось праздничное представление. Люди веселились, поздравляли друг друга с наступлением Нового года, желали друг другу добра, пели песни, которые издавна были сложены специально для этого праздника — Наурыз жыр, устраивали борьбу мужчины с женщиной, состязания в скороговорках — жанылтпаш, отгадывании загадок — жумбак.

Все люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности, освобождались от повседневных обязанностей и на равных правах принимали активное участие в весельях и играх. В это время снимались всевозможные этические запреты во взаимоотношениях мужчин и женщин, даже те, что всегда существовали между старшим деверем (кайынага) и невесткой (келен). Кстати, ученые считают, что эта веселая игра ради забавы — далекий отголосок свободных встреч и массовых совместных развлечений в дни возрождения умершей природы между двумя взаимообручающимися родами или фратриями, когда на короткое время снимались запреты и ограничения во взаимоотношениях мужчин и женщин.

Ко встрече Нового года казахи относились очень ответственно, начинали готовиться к нему заранее, приводили в порядок хозяйство, расчищали арыки, убирали жилище, одевали чистую нарядную одежду, готовили богатый стол, а в знак пожелания урожая, изобилия, дождя, молока, все емкости в жилище наполняли молоком, ключевой водой, айраном и зерном. Ведь согласно приметам , как встретишь год, так его и проведешь.

Как говорили старики, когда Наурыз входит в дом, все болезни и неудачи должны обходить его стороной. В день празднования Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятья, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все беды и несчастья обходили их стороной.

Читайте также:  Как привлечь покупателя на квартиру ритуалы

Улан Умиткалиев кандидат исторических наук, завкафедрой археологии и этнологии ЕНУ им.Гумилева

— Улан Умиткалиевич, насколько хорошо тема Наурыза исследована отечественными специалистами, в частности историками?

— К сожалению, на сегодня я не могу сказать, что много специалистов в сфере этнографии, археологии, истории, культурологии пишут о Наурызе. Да, появляются отдельные публикации, но зачастую авторы не являются специалистами в перечисленных сферах, пишут об этом празднике, основываясь на рассказах своих отцов, дедов.

Ранее с научной точки зрения эту тему исследовали ученые-историки Алькей Маргулан, Озбекали Жанибеков, ученый-филолог Акселеу Сейдимбек.

— По вашему мнению, эта тема должна быть исследована более системно?

— Я считаю, что история Наурыза требует более глубокого изучения. Это масштабный государственный праздник, в честь которого дается три выходных дня, а мы до сих пор полноценно не исследовали историю его зарождения и развития.

— Почему это важно?

— Это традиция, которая может духовно возродить и объединить наш народ. В ней заложены очень важные смыслы — единение, прощение, сплоченность во имя общей цели, благополучия.

— Сейчас вы в процессе работы над собственной книгой об истории Наурыза. Что вас подтолкнуло к написанию этого труда?

В любом обществе существовали традиции, обряды. Саки неспроста разводили огонь у могил предков — это был ритуальный комплекс.

— Как они связаны?

Также существовал обычай резать на Наурыз лошадь, под насыпью камней обнаруживали скелеты лошадей.

Все эти аналогии позволяют предположить, что Наурыз имеет глубокие корни, он зародился задолго до ислама.

В своей книге я рассказываю об истории Наурыза, начиная с древних времен, его значении и актуальности в наши дни, а также предложу сценарий общенародного празднования. Книга будет научно обоснованной, но при этом написана популярным языком, что сделает ее доступной широкому кругу читателей.

Читайте также:  На что были направлены обряды жизненных циклов

— Как наш народ отмечал Наурыз в прошлом?

— Пережить зиму для наших предков означало все равно, что заново родиться — настолько сложными были условия жизни в степи в морозную пору. С потеп­лением у людей появлялась долгожданная возможность проведать родственников в других селениях, справиться об их здравии. Близкие навещали друг друга, радовались общению, обменивались новостями, у кого что произошло за столь долгий зимний период.

В праздничные дни готовили наурыз-коже, но он не имел какого-то строгого рецепта. По сути, его компонентами могли быть любые продуктовые запасы, которые оставались после долгой зимы, как правило, он готовился из вяленого мяса, пшеницы, проса, курта. Получался наваристый, питательный напиток, который поддерживал ослабленный из-за холода организм. Приготовление наурыз-коже символизировало, что зима благополучно пройдена, трудное время миновало.

Празднование Наурыза в течение нескольких недель также помогало людям, утомленным затяжной зимой, психологически легче пережить период переменчивой, неустойчивой погоды, когда до обеда светит яркое солнце, а вечером может начаться жуткий буран или вновь ударить неслабый мороз.

Неспроста этот период рассматривался нашим народом как период жесточайшего противостояния лета и зимы — эти образы есть в устном народном творчестве, казахских мифах. Если тепло запаздывало, люди считали, что солнце ослабло, нужно придать ему мощи. Они разжигали повсеместно костры, так как верили, что огонь помогает приумножению сил солнца, как бы согревает его.

Очень красивый обычай, который напоминает, что весна — период пробуждения природы, в том числе человеческих чувств.

Сегодня на праздничных площадках Наурыза нам демонстрируют различные традиции казахского народа, начиная от тех, что связаны с рождением ребенка, его самостоятельными шагами, заканчивая проводами невесты и другими обрядами. Я думаю, это происходит из-за дефицита знаний. На самом деле у Наурыза были свои обряды, просто нужно их собрать воедино, систематизировать и довести до народа. Понятно, что какие-то из них в нынешних реалиях могут исполняться лишь символически.

Автор Мансия Сакенова, фото Василия Крася, Султана Сеитова

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector