В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Какие песни связаны с обрядами?».
Жатвенные обряды заключали летний цикл. Начало и конец жатвы сопровождались особыми обычаями, обрядами и песнями. Жатвенный обрядовый комплекс растянут по времени и приурочен к пограничью двух сезонов. Связано это с тем, что уборка озимых (рожь, пшеница) приходится на летнее время, а яровые (овес, ячмень) убирают уже осенью, поэтому некотрые исследователи относят его уже к осеннему циклу (В. И. Чичеров).
Обрядовые действия сопровождали жнивные (жатвенные) песни. Исследователями уже было отмечено, что песни, специально связанные со жнивом (сбором урожая), были встречены только в некоторых местах бывшей Архангельской губернии, на Псковщине и главным образом в районах Смоленщины, граничащих с Белоруссией и Украиной. Среди восточнославянских народов этот жанр более всего известен белорусам.
Смоленские же земли являются по сути дела восточной окраиной ареала жатвенных песен. Более того, зафиксированные здесь напевы представляют собой местные версии основных песенных типов жнива, бытующих в Белоруссии. Выделяются три группы жатвенных песен:
Первый раз жатвенные песни начинали звучать на зажинках и исполнялись в течение всего периода уборки хлебов. На севере Смоленщины было не принято петь во время работы на поле.
Значительное место среди собственно жнивных песен занимают обрядовые лирические песни на семейные темы. В них наиболее ярко отражено предвзятое отношение семьи мужа к молодой невестке. В одной из песен женщина желает смерти свекру и свекрови:
Убей, Боже, свекра на постельке, свекрову ли печки.
Основным принципом организации этих песен является синтаксический параллелизм с противопоставлением родного и чужого дома:
Я у татки жила, двадцать лет летовала, я й горя не знала.
Як я у свекорки один год годовала, все горе узнала.
Я у татки жила — хлеб-солю я ела, на работе песни пела.
Як я у свекорки — мед-вино не пьется, а на сердце пякется.
В зачине многих жатвенных песен показан образ жаркого предзакатного солнца и мотив отправления после тяжелой работы домой:
А солнушко за бор, за бор,
А солнушко за бор, за бор.
Пора, жнеюшки, домой, домой.
Поэтика жнивных песен тяготеет к развернутым олицетворениям. Песни говорят о ржаном колосе, о самом поле как о живых существах. Антропоморфные черты убираемых хлебов представлены во многих песнях.
Чаще всего жатвенные песни (вне зажиночного и дожинального обрядов) исполнялись по дороге домой после тяжелого трудового дня.
Жатвенные (жнивные) песни — примеры, названия, тексты, слова.
Жну я, молода, жну я, тороплюся.
Жну я, молода, жну я, тороплюся,
Да назад поглядаю, да назад поглядаю:
Много ли нажала, много ли нажала?
А придешь домой ни к татке, ни к мамке,
К свекору, к свекрови, к свекору, к свекрови.
Не пытают: болит ли середина,
Ломят ли белы рученьки, ломят ли белы рученьки?
А спытают: много ли нажала,
Далеко прогнала, далеко прогнала?
Пора, бабки, во двор.
Пора, бабки, во двор.
На дворе не рано,
У меня мати чужая.
Я в двор не пойду
— Тута заночую,
Журбы не почу[ю].
Буду ночевать
В темненьком лесе,
Под белой березой.
Буду проклинать
Свекора, свекровку,
Деверя й золовку.
Побей, боже,
Свекорку в поле
Да сохами-боронами.
Побей, боже,
Свекрову ли печи
Кирпичиной в плечи.
Побей, боже,Деверьку в дорозе
На лютом морозе.
Побей, боже,
Золовку в таночку,
В червоном веночку.
Побей, боже,
Милого ли стола
Мягкими пирогами.
А ты, солнце, солнце красное.
А ты, солнце, солнце красное,
Чего рано за лес катишься?
А я к своему татке в гости йду
Через три луга зеленые,
Через три реки студеные.
Иду-иду да[й] пристаиваю.
А мой татка у воротиках стоит,
Моя мамка у окошечко глядит:
— Чего, чадо, запозднилася,
Ти травкою ты припутана,
Ти росою ты примочена?
— Припутана дробными детушками,
Примочена горькими слезами.
И говорило аржаное жито.
И говорило
Аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
-Не хочу я,
Аржаое жито,
Да в поле стояти,
Да в поле стояти.
Не хочу я,
Аржаное жито,
Да в поле стояти,
Колосом махати.
А хочу я,
Аржаное жито,
Во пучок взвязаться,
В засенку ложиться.
А чтоб меня,
Аржаное жито,
Во пучок взвязали,
3 меня рожь выбирали.
По материалам книги: «Смоленская земля в памятниках русской словесности» Под редакцией В.В. Ильина.
Календарно — обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.
Обрядовые песни — это песни, которые исполнялись во время самых разнообразных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
В весенне-летней обрядности выделяются также обрядовые песни, приуроченные к празднованию Ивана Купалы и к Петрову дню. Это время наиболее пышного расцвета растительности, а вместе с тем и начала созревания злаков.
Празднование Ивана Купалы происходило в период летнего солнцеворота, в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю, с 6 на 7 июля — по новому, и совпадало с днем Иоанна Крестителя.
Жатвенные обряды заключали летний цикл. Начало и конец жатвы сопровождались особыми обычаями, обрядами и песнями. Жатвенный обрядовый комплекс растянут по времени и приурочен к пограничью двух сезонов. Связано это с тем, что уборка озимых (рожь, пшеница) приходится на летнее время, а яровые (овес, ячмень) убирают уже осенью, поэтому некотрые исследователи относят его уже к осеннему циклу (В. И. Чичеров).
В составе свадебного обряда самое важное место занимают песни: они принадлежат обряду и вне обряда не исполняются. Их функция — обрядовая, они придают гласности начало, ход и завершение свадьбы как бытового юридического акта. Свое назначение эти песни сочетают с поэтизацией традиционного ритуала. Отличительной особенностью свадебных песен является эпический, повествовательный стиль.
Трудовые песни – это жанр песенного фольклора, отличительной особенностью которого является непосредственное включение в тот или иной трудовой процесс. Песни трудового народа являлись способом организации коллективной работы посредством определенного ритма, создававшегося несложной мелодией и текстом, который не всегда имел определенное смысловое содержание, однако в любом случае отдельные слова, строки или текст в целом были организующей командой, служили сигналом к объединению усилий, началу или завершению определенного трудового процесса.
Календарные обряды и песни можно разделить на два цикла: весене-летние и осенне-зимние. В первом цикле центральное место занимает образ Солнца и расцветающей растительности.
Замыкает осенне-зимний цикл народных календарных праздников масленица, которая является как бы неким мостом, соединяющим зиму и лето. По христианскому календарю она праздновалась за 56 дней до Пасхи, в неделю, предшествующую наступлению Великого Поста. Многие исследователи относят этот праздник уже к весенне-летнему циклу.
Обрядовые песни на Троицу — это разновидность летних календарно — обрядовых песен. Троицкие песни исполнялись при обрядах наряжения березки, заклинания густых всходов, дождя и богатого урожая. Приводим тексты и значение песен.
Обрядовые песни — это вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.
Календарно обрядовые песни — это разновидность обрядовых песен, которые связаны с праздниками, с явлениями природы и трудом крестьян в разные времена года. Всю календарную обрядность также связывают с солнечным циклом — солнцестояниями и равноденствиями.
Зимние календарно — обрядовые песни связаны со святками, рождеством и новым годом. Коляда́ — славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения. Главными атрибутами праздников зимнего цикла являлись ряженье (с использованием шкур, рогов и масок), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания
Календарно — обрядовые песни осени связаны со сбором урожая. В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа «именинника» или снопа — «деда». Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки.
Какие календарно — обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? Представляем вам литературное исследование, которое провели ученики 6 класса, что бы выяснить ответ на данный вопрос.
Какие календарно — обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? Представляем вам литературное исследование, которое провели ученики 6 класса, что бы выяснить ответ на данный вопрос.
Веселыми можно назвать все календарно — обрядовые песни русского народа, потому что они связаны с праздниками. А праздник — значит веселье. Народ празднует и веселится.
Самые веселые календарно — обрядовые песни начинаются в рождественско — новогодние праздники. Это колядки. Началу нового года придавалось особое значение: как встретишь новый год — так его и проведешь. Люди наряжались и веселились. Веселые колядки были песенной формой праздничных пожеланий.
Пришла коляда, веселая коляда,
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, коляда,
Отворяй ворота,
Подай пирога!
Подавай, не ломай,
А по целому давай.
Обратите внимание на начало колядки — веселая коляда.
Веселые обрядовые песни пели и на Масленицу. Это один из самых древних праздников на Руси. Она отмечалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. В календарно — обрядовых песнях Масленица — веселая обманщица: обещанный праздник проходит слишком быстро. В песнях о встрече Масленицы она величалась, прославлялась, представлялась нарядной и красивой.
Как на Масленой неделе
Со стола блины летели,
И сыр и творог —
Всё летело под порог!
Как на Масленой неделе
Из печи блины летели.
Весело было нам,
Весело было нам!
Прошла Маслена,
Кончилось гулянье,
Идем теперь
На отдыханье!
И снова обратите внимание на слова — «весело было нам».
Веселился народ и весной. Суровая зима позади, все радуются приходу весны и прилету птиц, с надеждой на обильный урожай и плодородный год.
Весенние песни заклички (веснянки).
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
И опять обратите внимание на слова -«Приди, весна, с радостью,»
Веселыми календарно — обрядовыми песнями можно назвать и летний фольклор. Это, например, летние обрядовые песни, связанные с Троицей. Праздник связан с расцветающей, входящей в силу природой. На Троицу дома украшали березками. Из березовых веток плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы сопровождались песнями.
Йо, йо, березонька!
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица —
Только, только у нас, у девушек,
И праздничек!»
В песне мы видим, что Троица для девушек — большой праздник.
Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку,
Чтобы не болела спинка!
Потом с последним снопом, распевая песни, торжественно шли домой.
Петрушечка-господырёк,
Отгреби-тко свой роёк
Отсыти ты нам сыты.
Жней за стол усади.
Жней за стол усади
Пива, меду поднеси!
Ты напой меня, жнею,
Я те песенку спою!
Так какие календарно — обрядовые песни самые веселые? Все календарно — обрядовые песни четырех временных сезонов, зима, весна, лето, осень сопровождаются веселым настроем, заряжают позитивом, создают хорошее настроение, вселяют уверенность в завтрашнем дне, несут радостную эмоциональную окраску.
Каждый праздник встречает или закрывает очередной сезон сельско — хозяйственных работ или природных циклов и народ ждет чего то лучшего для своей жизни, радуясь и веселясь.