Какие песни связаны с обрядами

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Какие песни связаны с обрядами?».

Жатвенные обряды заключали летний цикл. Начало и конец жат­вы сопровождались особыми обычаями, обрядами и песнями. Жатвенный обрядовый комплекс растянут по времени и приурочен к пограничью двух сезонов. Связано это с тем, что уборка озимых (рожь, пшеница) приходится на летнее время, а яровые (овес, ячмень) убирают уже осенью, поэтому некотрые исследователи отно­сят его уже к осеннему циклу (В. И. Чичеров).

Обрядовые действия сопровождали жнивные (жатвенные) песни. Исследо­вателями уже было отмечено, что песни, специально связанные со жни­вом (сбором урожая), были встречены только в некоторых местах бывшей Архангельской губернии, на Псковщине и главным образом в районах Смоленщины, граничащих с Белоруссией и Украиной. Среди восточнославянских на­родов этот жанр более всего известен белорусам.

Смоленские же земли являются по сути дела восточной окраиной ареала жатвенных песен. Бо­лее того, зафиксированные здесь напевы представляют собой местные версии основных песенных типов жнива, бытующих в Белоруссии. Вы­деляются три группы жатвенных песен:

Первый раз жатвенные песни начинали звучать на зажинках и ис­полнялись в течение всего периода уборки хлебов. На севере Смолен­щины было не принято петь во время работы на поле.

Значительное место среди собственно жнивных песен занимают обрядовые лирические песни на семейные темы. В них наиболее ярко отражено предвзятое отношение семьи мужа к молодой невестке. В одной из песен женщина желает смерти свекру и свекрови:

Убей, Боже, свекра на постельке, свекрову ли печки.

Основным принципом организации этих песен является синтакси­ческий параллелизм с противопоставлением родного и чужого дома:

Я у татки жила, двадцать лет летовала, я й горя не знала.
Як я у свекорки один год годовала, все горе узнала.
Я у татки жила — хлеб-солю я ела, на работе песни пела.
Як я у свекорки — мед-вино не пьется, а на сердце пякется.

В зачине многих жатвенных песен показан образ жаркого пред­закатного солнца и мотив отправления после тяжелой работы домой:

А солнушко за бор, за бор,
А солнушко за бор, за бор.
Пора, жнеюшки, домой, домой.

Поэтика жнивных песен тяготеет к развернутым олицетворени­ям. Песни говорят о ржаном колосе, о самом поле как о живых су­ществах. Антропоморфные черты убираемых хлебов представлены во многих песнях.

Чаще всего жатвенные песни (вне зажиночного и дожинального обрядов) исполнялись по дороге домой после тяжелого трудового дня.

Жатвенные (жнивные) песни — примеры, названия, тексты, слова.

Жну я, молода, жну я, тороплюся.

Жну я, молода, жну я, тороплюся,
Да назад поглядаю, да назад поглядаю:
Много ли нажала, много ли нажала?
А придешь домой ни к татке, ни к мамке,
К свекору, к свекрови, к свекору, к свекрови.
Не пытают: болит ли середина,
Ломят ли белы рученьки, ломят ли белы рученьки?
А спытают: много ли нажала,
Далеко прогнала, далеко прогнала?

Читайте также:  Какие клавиши использовать для симоронского ритуала

Пора, бабки, во двор.

Пора, бабки, во двор.
На дворе не рано,
У меня мати чужая.
Я в двор не пойду
— Тута заночую,
Журбы не почу[ю].
Буду ночевать
В темненьком лесе,
Под белой березой.
Буду проклинать
Свекора, свекровку,
Деверя й золовку.
Побей, боже,
Свекорку в поле
Да сохами-боронами.
Побей, боже,
Свекрову ли печи
Кирпичиной в плечи.
Побей, боже,Деверьку в дорозе
На лютом морозе.
Побей, боже,
Золовку в таночку,
В червоном веночку.
Побей, боже,
Милого ли стола
Мягкими пирогами.

А ты, солнце, солнце красное.

А ты, солнце, солнце красное,
Чего рано за лес катишься?
А я к своему татке в гости йду
Через три луга зеленые,
Через три реки студеные.
Иду-иду да[й] пристаиваю.
А мой татка у воротиках стоит,
Моя мамка у окошечко глядит:
— Чего, чадо, запозднилася,
Ти травкою ты припутана,
Ти росою ты примочена?
— Припутана дробными детушками,
Примочена горькими слезами.

И говорило аржаное жито.

И говорило
Аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
-Не хочу я,
Аржаое жито,
Да в поле стояти,
Да в поле стояти.
Не хочу я,
Аржаное жито,
Да в поле стояти,
Колосом махати.
А хочу я,
Аржаное жито,
Во пучок взвязаться,
В засенку ложиться.
А чтоб меня,
Аржаное жито,
Во пучок взвязали,
3 меня рожь выбирали.

По материалам книги: «Смоленская земля в памятниках русской словесности» Под редакцией В.В. Ильина.

Календарно — обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.

Обрядовые песни — это песни, которые исполнялись во время самых разнообразных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

В весенне-летней обрядности выделяются также обрядовые песни, приуро­ченные к празднованию Ивана Купалы и к Петрову дню. Это время наиболее пышного расцвета растительности, а вместе с тем и начала созревания злаков.

Празднование Ивана Купалы происходило в период летнего солн­цеворота, в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю, с 6 на 7 июля — по новому, и совпадало с днем Иоанна Крестителя.

Жатвенные обряды заключали летний цикл. Начало и конец жат­вы сопровождались особыми обычаями, обрядами и песнями. Жатвенный обрядовый комплекс растянут по времени и приурочен к пограничью двух сезонов. Связано это с тем, что уборка озимых (рожь, пшеница) приходится на летнее время, а яровые (овес, ячмень) убирают уже осенью, поэтому некотрые исследователи отно­сят его уже к осеннему циклу (В. И. Чичеров).

В составе свадебного обряда самое важное место занимают песни: они принадлежат обряду и вне обряда не исполняются. Их функция — обрядовая, они придают гласности начало, ход и завершение свадьбы как бытового юридического акта. Свое назначение эти песни сочетают с поэтизацией традиционного ритуала. Отличительной особенностью свадебных песен является эпический, повествовательный стиль.

Читайте также:  Какие календарные обряды и песни

Трудовые песни – это жанр песенного фольклора, отличительной особенностью которого является непосредственное включение в тот или иной трудовой процесс. Песни трудового народа являлись способом организации коллективной работы посредством определенного ритма, создававшегося несложной мелодией и текстом, который не всегда имел определенное смысловое содержание, однако в любом случае отдельные слова, строки или текст в целом были организующей командой, служили сигналом к объединению усилий, началу или завершению определенного трудового процесса.

Календарные обряды и песни можно разделить на два цикла: весене-летние и осенне-зимние. В первом цикле центральное место за­нимает образ Солнца и расцветающей растительности.

Замыкает осенне-зимний цикл народных календарных праздни­ков масленица, которая является как бы неким мостом, соединяю­щим зиму и лето. По христианскому календарю она праздновалась за 56 дней до Пасхи, в неделю, предшествующую наступлению Великого Поста. Многие исследователи относят этот праздник уже к весенне­-летнему циклу.

Обрядовые песни на Троицу — это разновидность летних календарно — обрядовых песен. Троицкие песни исполнялись при обрядах наряжения березки, заклинания густых всходов, дождя и богатого урожая. Приводим тексты и значение песен.

Обрядовые песни — это вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.

Календарно обрядовые песни — это разновидность обрядовых песен, которые связаны с праздниками, с явлениями природы и трудом крестьян в разные времена года. Всю календарную обрядность также связывают с солнечным циклом — солнцестояниями и равноденствиями.

Зимние календарно — обрядовые песни связаны со святками, рождеством и новым годом. Коляда́ — славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения. Главными атрибутами праздников зимнего цикла являлись ряженье (с использованием шкур, рогов и масок), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания

Календарно — обрядовые песни осени связаны со сбором урожая. В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа «именинника» или снопа — «деда». Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки.

Какие календарно — обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? Представляем вам литературное исследование, которое провели ученики 6 класса, что бы выяснить ответ на данный вопрос.

Какие календарно — обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? Представляем вам литературное исследование, которое провели ученики 6 класса, что бы выяснить ответ на данный вопрос.

Веселыми можно назвать все календарно — обрядовые песни русского народа, потому что они связаны с праздниками. А праздник — значит веселье. Народ празднует и веселится.

Читайте также:  Что такое обряды и обычаи в музыке

Самые веселые календарно — обрядовые песни начинаются в рождественско — новогодние праздники. Это колядки. Началу нового года придавалось особое значение: как встретишь новый год — так его и проведешь. Люди наряжались и веселились. Веселые колядки были песенной формой праздничных пожеланий.

Пришла коляда, веселая коляда,
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, коляда,
Отворяй ворота,
Подай пирога!
Подавай, не ломай,
А по целому давай.

Обратите внимание на начало колядки — веселая коляда.

Веселые обрядовые песни пели и на Масленицу. Это один из самых древних праздников на Руси. Она отмечалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. В календарно — обрядовых песнях Масленица — веселая обманщица: обещанный праздник проходит слишком быстро. В песнях о встрече Масленицы она величалась, прославлялась, представлялась нарядной и красивой.

Как на Масленой неделе
Со стола блины летели,
И сыр и творог —
Всё летело под порог!
Как на Масленой неделе
Из печи блины летели.
Весело было нам,
Весело было нам!
Прошла Маслена,
Кончилось гулянье,
Идем теперь
На отдыханье!

И снова обратите внимание на слова — «весело было нам».

Веселился народ и весной. Суровая зима позади, все радуются приходу весны и прилету птиц, с надеждой на обильный урожай и плодородный год.

Весенние песни заклички (веснянки).

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.

И опять обратите внимание на слова -«Приди, весна, с радостью,»

Веселыми календарно — обрядовыми песнями можно назвать и летний фольклор. Это, например, летние обрядовые песни, связанные с Троицей. Праздник связан с расцветающей, входящей в силу природой. На Троицу дома украшали березками. Из березовых веток плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы сопровождались песнями.

Йо, йо, березонька!
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица —
Только, только у нас, у девушек,
И праздничек!»

В песне мы видим, что Троица для девушек — большой праздник.

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку,
Чтобы не болела спинка!

Потом с последним снопом, распевая песни, торжественно шли домой.

Петрушечка-господырёк,
Отгреби-тко свой роёк
Отсыти ты нам сыты.
Жней за стол усади.
Жней за стол усади
Пива, меду поднеси!
Ты напой меня, жнею,
Я те песенку спою!

Так какие календарно — обрядовые песни самые веселые? Все календарно — обрядовые песни четырех временных сезонов, зима, весна, лето, осень сопровождаются веселым настроем, заряжают позитивом, создают хорошее настроение, вселяют уверенность в завтрашнем дне, несут радостную эмоциональную окраску.

Каждый праздник встречает или закрывает очередной сезон сельско — хозяйственных работ или природных циклов и народ ждет чего то лучшего для своей жизни, радуясь и веселясь.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector