Какие современные рекрутские обряды вы знаете

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Какие современные рекрутские обряды вы знаете?».

Рекрутские обряды и фольклор
Сортировка по алфавиту | Сортировка по хронологии

Балуевская С. В. Рекрутские причитания в народной традиции среднего течения реки Сухоны (Нюксенский район Вологодской области) / С. В. Балуевская // Современные экспедиционные исследования народных традиций Вологодской области : сборник научных статей : [по материалам Межрегиональной научно-практической конференции (Вологда, 27-28 октября 2011 года)]. – Вологда, 2013. – С. 88-98.

Кормина Ж. В. Проводы в армию в пореформенной России : опыт этнографического анализа / Ж. В. Кормина. – М. : Новое лит. обозрение, 2005. – 374 с. : ил.

Леонтьев Н. П. Печорский фольклор / Н. П. Леонтьев; предисл., ред. и прим. В. М. Сидельникова. – Архангельск : Арханг. обл. изд-во, 1939 (Вологда). – 172 с. : портр.
Из содерж. : Песни рекрутские и солдатские. – С. 73-77.

Мельницкий А. Рекрутчина / А. Мельницкий // Живая Старина. – 1894. – Вып. 2. – С. 215-221.
Рекрутские обряды и причеты, записанные в с. Ухта Вытегорского у. Олонецкой губ.

Народные песни Тотемского уезда Вологодской губернии / [сост. Ф. Малевинский]. – Вологда : Тип. П. А. Цветова, 1912. – 76 с.
Из содерж. : Причитания во время набора. – С. 30-31.

Обрядовая поэзия : [сборник. [Кн. 3]. Причитания / сост., подгот. текстов и коммент. Ю. Г. Круглова]. – М. : Рус. кн., 2000. – 505 с.
Из содерж. : Рекрутские причитания. – С. 219-300.

Русский фольклор. Крестьянская лирика / общ. ред. М. Азадовского. – Л. : Советский писатель, 1935. – 314 с.
Из содерж. : Рекрутчина. – С. 65-104.

Текст. Культура. Социум : сборник статей, посвящ. 70-летию проф. М. А. Вавиловой / [ред. С. Ю.Баранов]. – Вологда : Русь, 2000. – 122 с.
Из содерж. : Специфика рекрутских причитаний и жанр русской причети / Е. А. Соколов. – С. 52-58.

Читайте также:  Как убить камоса последний обряд бдо

Обряды рекрутские — это обряды, исполнявшиеся в крестьянской среде в отношении мужчин, призванных на службу на 25 лет в русскую армию в период действия указа «О рекрутской повинности (1705 — 1874). Предшественниками рекрутов были в истории России так называемые «даточные люди» (1699 — 1705). Разнарядка о числе рекрутов («даточных людей») до каждой сельской общины доводилась властями сверху. Кого конкретно отправить в солдаты, общины решали на общем сходе, выбирая среди лиц, уже достигших 20 лет. Весь год, оставшийся до призыва, кандидата в рекруты не понуждали к работам, а с лета вообще освобождали от всех работ, чтобы он побольше погулял на беседах и летних игрищах. Рекрутов («некруты») жалели, относились к ним, как к людям, дни жизни которых на земле уже сочтены. Перед отправкой на медкомиссию в губернский или уездный город в семье гадали по двум свечам (потушит именную — идти в армию), по караваю хлеба с запеченным в него нательным крестом (упадет за порог — к службе), по нательному кресту, который среди иных предметов мог выбрать петух в гаданиях на святки, по бобам и картам, по крику петуха в день отъезда к призыву и т.д. В день отъезда на комиссию родители благословляли парня в доме, разыгрывали сцены, в которых юноша, якобы вернулся с комиссии, освобожденным от призыва, вшивали в одежду нитки из савана мертвеца. Утром в день медицинского освидетельствования кандидаты в рекруты мылись в бане мылом от омовения мертвеца, чтобы доктор их оценил, как больных и немощных.
После медкомиссии оставшиеся до призыва 3 — 7 дней рекрута гуляли каждый день с песнями по прощальным вечеринкам, где им, среди прочего, причитывали, словно покойникам. Иногда рекрута состязались в верховых скачках. Считалось, что победитель вернется живым, а упавший с лошади, обязательно погибнет. С утра в канун отправки рекрут ходил прощаться с умершими на кладбище, а закатом солнца прощался с домом, с отцовским полем и лугом, с баней, с берегом родной реки или озера. В доме в канун отъезда родные еще раз гадали по караваю хлеба на пороге, служить ли рекруту в ближнем городе или далеко от дома. На дорогу рекрут получал благословение от отца и матери, а если призывали в военный год — то и от сельского священника. С собой рекруты брали запас еды на несколько дней и горсть родной земли в мешочке. Матери рекрутов провожали до волостного центра, друзья — на расстояния дня пешего пути. У дома и на всех важных перекрестках друзья палили из ружей в воздух холостыми зарядами. Живым после 25 летней службы домой редко кто возвращался из рекрутов.
После 1868 года обряды рекрутские трансформировались сначала в обряды проводов в Армию или на действующий фронт, ныне же сводятся к одной прощальной вечеринке и общим обычаям проводов в дальнюю дорогу. Изредка призывники берут с собой листок с апокрифами «Сон пресвятой Богородицы» или «Молитвы Бога”, другие воинские молитвы, которые, как считается, уберегают от смерти и грубого отношения к призывнику командиров и сослуживцев. Еще реже им в день отправки в Армию дают пить воду, на которую наговорены знахаркой подобные молитвы. Например, такую: “Богомать-владычица, опусти лицо на землю, скуй зубы врагу, спаси Раба божья (имярек) в дому и в пути, и на долгой службе, и в бою. Кто навстречу попадёт, – отведи глаза врагу. Крестом крещусь, крестом крещусь, крестом крещусь. Во имя Отца и Сына, Святого Духа. Аминь, аминь, аминь”.

Читайте также:  Что такое обряд на крови

Певин П. Рекрутские обычаи и причеты Олонецкой губернии // ОГВ, 1888895, № 80-84;
История России с древнейших времен до конца ХХ века.
Кн. 2. История России с начала ХVIII до конца ХIХ века. М., 1997.

1. К современным обрядам можно отнести сватовство, проводы, пускание веночков по воде. Обряд Масленицы говорит о том, что пора прийти весне. Поэтому по языческим обрядам сжигают чучело, которое символизирует зиму.

2. Поминовение предков в древних славянских обрядах занимало большое место. Так как, во-первых, к старшим относились с огромным уважением. А во-вторых, считалось, что они идут в другой мир.

3. Древние образы и символы мы можем увидеть в литературе. Например, вода. Ее стихия и свойства наводили страх на людей. Поэтому они приносили жертвы богам, чтобы умилостивить их и чтобы они не причиняли людям беды через воду. Если взять достоверную историю из Библии про Иону, то там тоже имеет место некоторые образы. Когда бушевала буря, Иона сказал выбросить его за борт корабля, потому что он знал, что эта беда пришла от него. Но моряки не хотели его губить, но начали приносить жертвы своим богам. Буря успокоилась только тогда, когда Иону выбросили за борт. Но прочитав историю, мы видим что Бог спас Иону с помощью кита.

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector