Какие существуют правила поведения что такое ритуал

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Какие существуют правила поведения что такое ритуал?».

Существуют правила этикета да и просто привычные ритуалы, которые стали частью нашей повседневной реальности, как, например, умывание по утрам и вечерам. Мы просто привыкли при встрече пожимать друг другу руки или чокаться бокалами, после того как произнесем тост. И мы не задумываемся, почему поступаем так, а не иначе.

И хотя точное время, когда возник ритуал, установить не представляется возможным, историки сходятся во мнении, что этот жест призван показать добрые намерения людей. Во-первых, чтобы обменяться рукопожатием, нужно подойти к человеку достаточно близко. Во-вторых, при этом принято использовать правую руку, и благодаря этому собеседник может убедиться, что в ней нет оружия.

Раньше мужчины гораздо чаще носили шляпы, и это правило было более актуальным, чем сейчас. Но все же традиция снимать головной убор в помещении сохраняется, и ее сегодня объясняют достаточно прозаично: так загрязнения, капли дождя или снежинки не будут разноситься по комнате.

Есть и объяснение, связанное с историей. В былые времена этот жест показывал, что в руках у джентльмена нет оружия. Еще бы, ведь он держит шляпу.

В древние времена столы представляли собой доски, расположенные на пнях или бревнах. Это вряд ли можно назвать прочной конструкцией, и, если еще кто-то попытается положить локти на такой стол, вероятнее всего, еда окажется на земле.

Существует и еще одно объяснение. На средневековых пиршествах часто присутствовало так много народу, что расположиться с комфортом просто не было возможности. Если кто-то из гостей пытался положить локти на стол, он занимал больше места, и это вызывало недовольство его соседей.

Сегодня мы делаем это не задумываясь, и у происхождения данной традиции есть два объяснения. Согласно первой теории, когда люди чокались бокалами, они пытались сделать так, чтобы соприкосновение их было как можно более сильным. В этом случае хотя бы несколько капель из одного стакана попадало в другой, и наоборот. Назначение у такого ритуала чисто практическое: показать собеседнику, что яда ни в одном из бокалов нет.

Другая теория связана с мистическими верованиями. В Средневековье люди считали, что в алкоголе живут злые духи и их можно отпугнуть, если чокнуться кубками. Звон металла и стекла наделялся мистической силой, как и колокольный.

Рассмотрим некоторые особенности ритуала как разновидности социальных норм первобытного общества.

1. Само содержание ритуала не столь важно, поскольку доминирующее значение имеет его форма. Вот почему ритуал еще можно назвать церемонией, демонстративным действием, причем это действие часто имеет красочность, даже театрализованность и выполняется при большом скоплении народа, т.е. отличается массовостью. Иначе ритуал еще можно определить как порядок выполнения определенных действий, совершаемых в определенной форме.

2. Целью любого ритуала является внушение определенных чувств, или иначе с его помощью осуществляется определенный психологический настрой людей. Одним словом, ритуалы, без сомнения, выполняли компенсаторную функцию. Так, церемония вступления в брачные отношения преследует цель внушить представление о нерушимости брачного союза, его вечности и принадлежности теперь уже к другому роду (общине).

Ритуал проводов соплеменников на охоту, который у разных народов и в разных местностях может существенно отличаться, имеет одну и ту же цель: внушить охотникам, что они, ценя и помня Бога охоты, а также не забывая ему отдать почести то ли в виде ритуального танца, то ли в виде определенной системы звуков, а возможно, и иным каким-либо способом, могут быть уверены, что он защитит их от возможных напастей, будет милостивым к ним и сделает предстоящую их охоту удачной.

Читайте также:  Как называется обряд встречи весны

С появлением вождеств, которые следует считать протогосударственной формой объединения людей, обострилась борьба за то, чтобы занять эту, на тот момент самую высокую, ступеньку в социальной иерархии. Главенство теперь не признавалось де-факто, как раньше в отношении старейшин, на ранней стадии развития первобытного общества, а завоевывалось в борьбе. Претендентов оказывалось не так уж и мало не только в тот момент, когда место первого было «вакантным», но и постоянно находились люди, которые доказывали, что они являются лучшими в качестве вождя. Для устойчивости положения вождя оказалось необходимым проведение ритуала «вступления в должность вождя». Люди с особым усердием и старанием работали в этом направлении. Вероятно, поэтому у многих народов мы находим столь разнообразные и сложные ритуалы. Целями же подобных ритуалов оказываются внушение всем соплеменникам значимости и богоизбранности новоиспеченного вождя и обеспечение понимания того, что вождя следует не только уважать, но и повиноваться ему.

Вот как проходил подобный ритуал у одного из африканских племен. Коронация начиналась во дворце, который располагался на том месте, где, по преданию, высадились первопоселенцы и где находились священные реликвии. Вождя посвящали в тайные ритуалы для придания его особе сакральных свойств. Вождь должен был получить благословение божества океана и затем провести церемонию изгнания из города дьявольских сил. Затем ему вручали символический, а не боевой меч, плоский и широкий. Такие мечи были одновременно символами правосудия и справедливости. Ими нельзя было убить или ранить. Вождь давал клятву, затем раздавался рокот сигнальных тамтамов. Потом вождь надевал специальное пурпурное облачение, а также особую шапочку, брал в руки скипетр — непременный атрибут вождя. С этого момента он становился вождем и получал новое имя.

Разработан был и ритуал преподнесения даров вождям. Дар полагалось завертывать в циновку из пальмовых листьев, а сверху необходимо было обвязать специальными листьями. Относили подарок старейшины селения, которые держали в руках специальный жезл старейшины. Все были обязаны расступиться и дать им дорогу. Смотреть в глаза царю было нельзя. Всем было запрещено смотреть и на то, что предлагалось в качестве подарка. Вождь принимал подарки в своем дворце. Причем для даров выделялся особый зал, стены которого были разрисованы видами жертвенных животных и листьями священных растений. Эти изображения придавали особую торжественность и ритуальность дарственным мероприятиям. В конечном счете, достигался такой эффект, когда даритель не только не испытывал сожаления об утраченном, а напротив, уходил необыкновенно радостным от совершенного поступка, осознавая его как выполненный им долг.

Приведу пример ритуала, касающегося разделения семьи. Вообще деление общин, семей, является всеобщей закономерностью для всех народов. При наступлении определенных объективных условий община начинает делиться на семьи, а те в свою очередь еще на более мелкие семьи. Хотя, надо отметить, что до определенного момента у народов существует представление о нерасторжимости семейных уз. Итак, в присутствии старейшин и родственников разрывалась веревка; каждой из сторон полагалось взять ее часть со словами «мы теперь разделены». Такая церемония могла применяться и для выделения сегмента семьи и для изгнания отдельных лиц. В последнем случае она знаменовала и последующее лишение наследства. Применялся этот ритуал крайне редко и имел своей целью скорее охрану прав семьи от изгнанного.

Странную особенность у африканских народов подметили современные исследователи 1 : у них были широко распространены маски, причем самые разнообразные. Более пристальный взгляд позволил им объяснить это явление: маски показывали связь с вождями. Вожди, конечно же, без масок и сами никогда не показывались на люди, демонстрируя тем самым свою связь с богами. Одним словом, маска — это ореол вождя. При совершении ритуалов маски использовались потому, что люди, их надевавшие и в них совершающие церемонию, представляли как бы вождя (или если вождь был в маске, то он представлял бога). Ритуалы совершали в основном жрецы.

Читайте также:  Как сделать чтобы сестра замолчала обряд

Надевал жрец маску и в случае ведения ритуала казни. Проходил же этот ритуал по следующему сценарию. Три танцора исполняли во время казни ритуальный траурный танец в черных масках и костюмах. Костюмы использовались лишь один раз. Женщины могли присутствовать и подпевать, но не имели права участвовать в танце. Финальной стадией ритуала было умерщвление человека, способы которого у разных племен были различными.

У славянских народов на первом этапе развития ритуалы также использовались довольно широко. Приведу несколько примеров ритуальных действий.

1. Люди катают по вспаханному полю священника, чтобы получить хороший урожай.

2. После посевной люди зовут священника во ржаное поле петь молебен.

3. Весной перед выгоном скотины в поле хозяева обходят свой двор с образом и ладаном, завершая это действо угощением пастухов.

4. При закладке избы под углы кладут монеты.

Приведенные выше примеры ритуалов говорят о том, что спокойных времен история не знает. Пока люди только собирали коренья да плоды и охотились, над ними постоянно висела угроза голода. Стали сеять, жать, пасти, доить, стричь — появилась возможность делать запасы, с меньшей тревогой думать о завтрашнем дне, реже, только в случае чрезвычайных неурожаев, настоящих стихийных бедствий, сталкиваться с голодом. Но вместе с тем, когда возникли запасы, которые привлекали врагов, усилилась угроза военного нашествия и завоевания. Теперь мы знаем: искать золотой век в прошлом бесполезно. Однако в те очень трудные и опасные времена людям на помощь приходили опять-таки ритуалы. Они снижали уровень их беспокойства, не позволяли им «опускать руки», тем самым направляли их энергию на производительный труд и обеспечивали в конечном счете человеческий прогресс.

3. Ритуалы выполняли не только компенсаторную функцию, но также и регулятивную. Вот почему мы их относим именно к социальным нормам, т.е. правилам поведения, регулирующим поведение людей. В самом деле, в чем следует видеть смысл ритуала, исполнявшегося охотниками, уходившими на охоту: перед тем, как отправиться на охоту, люди изображали на скале или земле животное, на которое им предстояло охотиться, и наносили по изображению удары или стреляли по нему из лука. Совершая эти действия, охотники вырабатывали точность глаза и меткость руки, приобретали навыки, так необходимые в реальной охоте, наконец, закаляли свою волю.

Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Однако все же вряд ли можно считать эти социальные нормы универсальными в силу того, что более тонкие нюансы человеческих отношений с помощью ритуалов урегулировать было затруднительно.

1 См.: Синицына И.Е. В мире обычая. М., 1997. С. 16.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Получается парадокс: напряжение мысли, поиск, творческая энергия в максимальной мере проявляются не в наименее зарегулированной сфере жизни (в быту), а в рамках жесточайшего регламента — в ритуале. Но одна из основных структурных особенностей ритуала как раз и заключается в том, что его жесткая схема не только допускает, но и живет за счет импровизации, которая особенно явственно ощущается на стыках частей ритуала, в постоянной игре статусов участников, в рискованных экскурсах в запретные (для бытового поведения) сферы.

Читайте также:  Как возникли обряды и ритуалы

Таким образом, применительно к восточнославянской культурной традиции можно говорить о нескольких уровнях ритуализации поведения, каждый из которых включает две серии форм регламентированного поведения, ориентированных либо на календарный, либо на жизненный цикл.

Обозначенный в общих чертах контекст функционирования ритуала и других форм поведения позволяет уточнить некоторые конкретные вопросы их соотношения.

Столь различное отношение к заимствованиям из ритуала объясняется, видимо, не только известной двойственностью сакрального, которое мыслилось существующим в двух вариантах: позитивном — открытом и негативном—запретном, но и двойным стандартом поведения, представленным в ритуале. Один символизирует антинорму (ср. ритуальные бесчинства, воровство и т. п.) или отсутствие всяких норм. Другой — та новая, точнее, обновленная норма, которая приходит на смену хаоса в нормативной сфере. Собственно, антинорма нужна в ритуале для того, чтобы, в конечном счете, точнее ориентироваться в аксиологическом пространстве; с ее помощью подвергаются проверке и утверждаются новые нормы.

Близость игры и ритуала отмечалась многими исследователями. Весьма распространена точка зрения, согласно которой игра генетически восходит к ритуалу. Начиная с “Исторической поэтики” А.Н. Веселовского (еще раньше — в “Поэтике” Аристотеля и “Эстетике” Гегеля) идея обрядового происхождения игры возникает всякий раз при обсуждении вопроса их соотношения. Это один из тех случаев, когда в качестве доказательств генетического родства используются аргументы типологического ряда. В известном роде модификацией этого взгляда является представление об игре как о сниженном варианте ритуала (игра как выродившийся ритуал). Действительно, можно привести множество примеров трансформации ритуала или некоторых его фрагментов в игру при весьма ограниченном числе примеров противоположного характера. В пользу ритуального происхождения игры говорит и то обстоятельство, что игра может быть с успехом использована в качестве материала для реконструкции архаического ритуала.

Если “список” ритуалов каждой отдельно взятой культуры является относительно строго фиксированным и закрытым, то набор игр принципиально открыт. Если ритуал является единственно возможным способом преодоления кризиса (альтернативные способы просто отсутствуют), то в случаях с игрой всегда возможен выбор (можно и не играть).

Игра может эпизодически входить в быт, но более естественная ее среда — между бытом и ритуалом. То, что мы называем ритуализованным поведением (например, развлечения молодежи на посиделках) — в значительной степени является игровым поведением.

Видимо, основная причина смешения указанных понятий заключается в том, что, повседневное поведение (реализуемое в промежутках между ритуалами) также ритуализовано. В частности, именно этим объясняются трудности в определении начала и конца некоторых ритуалов (например, свадьбы). И все же можно выделить ряд признаков, по которым ритуал и этикет существенно различаются.

Прежде всего, следует указать на основное отличие, заключающееся в том, что ритуал всегда сопряжен с некоторым изменением, переходом, преобразованием (например, в социальной структуре коллектива), в то время как этикет призван выявить и утвердить уже существующие социальные отношения, реальную (на данный момент) биосоциальную иерархию участников этикетной ситуации.

Из общих соображений (ритуал подтверждает и санкционирует обычаи) скорее можно предположить обратное соотношение. Во всяком случае, в паре ритуал — обычай контрольные функции первого члена по отношению ко второму несомненны. Думается, что схема род — вид вообще не очень пригодна для описания соотношения между этими типами поведения. Каждый из них ориентирован на свой уровень жизни человека и коллектива. При этом на ритуал возложена несравненно более важная задача контроля над неизменностью общей парадигмы смыслов, по которой живет данное общество.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector