На что были направлены обряды жизненных циклов

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «На что были направлены обряды жизненных циклов?».

Обряды жизненного цикла

ОБРЯ́ДЫ ЖИ́ЗНЕННОГО ЦИ́КЛА — группа обрядов, отмечающих основные (а в конечном счете — все) этапы в жизни каждого чл. традиц. общества. Времено́й мерой этих обрядов является чел. жизнь от рож. до смерти и взросление, а затем старение конкретного индивида (хотя этапы и включаются в широкий контекст и не являются независимыми: так, младшая сестра обычно не выходит замуж раньше старшей, брак детей старит родителей, переводя их в другой возрастной слой). В этом проявляется и отличие от др. обрядов и их соотнесенность; гл. циклом, с к-рым соотнесена жизнь чел., является годовой цикл, вернее неск. годовых циклов: традиционный, крестьянский, чисто церковный. В церковном, в свою очередь, различаются подвижный и неподвижный круг праздников. Жизненный и годовой циклы метафорически приравнены друг к другу (весна — осень, юность — старость), а также и дневному циклу (утро — вечер), взаимопроникают — так, в родильных и свадебных обрядах много эл-тов календарной обрядности, календарные обряды часто допускают участие лишь лиц опред. возраста (детей, молодежи и т. п.) и специально отмечают будущее (в гаданиях) и прошедшие за минувший год браки (напр., в масленичной обрядности). По объему понятие О. Ж. Ц. почти совпадает с понятием семейных обрядов, искл. составляют обряды рекрутские, к-рые отмечаются не одной семьей. С др. стороны, по содержанию эти понятия очень отличны: семейная обрядность описывает среду, условия исполнения обрядов, а термин «О. Ж. Ц.» — их сущность, их макросюжет. По своим типологическим характеристикам эти обряды принадлежат к обрядам переходным, или инициационным. В этом смысле к О. Ж. Ц. следует относить и такие обряды, к-рые сост. возрастную веху: монашеский постриг, рукоположение в священники, коронование, посвящение в рыцари, в шаманы, в мастера (в цеховой организации) и т. п.

Сам термин «цикл» подразумевает, что обряды образуют некий акротекст, макросюжет. В сл. жизненного цикла в высших своих точках сюжет человеческой жизни состоит из двух «крайних», «граничных» ритуалов и одного или нескольких срединных. Таким срединным ритуалом, как правило, является свадьба. Отмечалось, что свадьба и половозрастная инициация (т. е. инициационный обряд при достижении половой зрелости, брачноспособного статуса), как правило, не встречаются вместе в одной и той же культуре. Вероятно, для структуры таких обрядов достаточно одного срединного ритуала, отмечающего созревание человека, его полноценный статус. В одних культурах, как в рус, он достигался только после брака или же должен был навсегда искл. брак (монашество), в др. он мог выражаться в принятии в тайный союз, в обретении статуса воина, а брак следовал за этим более или менее автоматически и не отмечался особ. обрядами.

Т. о., для культур, типологически подобных рус., срединным ритуалом является свадьба. Соответственно крайние ритуалы противопоставляются срединному по хар-ру отношения к схеме переходных обрядов и к их сюжетной основе «смерть — воскресение».

Между этими основными ритуалами находятся менее ритуализированные формы поведения. Ближе всего к основным обрядам располагаются случаи участия в таких же обрядах, но в качестве неглавного персонажа (родины для родителей ребенка, свадьба для родителей молодых, похороны для детей покойника и т. п.), и так вплоть до форм бытового поведения в ежедневной жизни, к-рые тоже меняются в зависимости от возраста.

Читайте также:  Ритуал гармонизация отношений что это

Лит.: Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. М., 1990.

Сам термин «цикл» подразумевает, что обряды образуют некий акротекст, макросюжет. В сл. жизненного цикла в высших своих точках сюжет человеческой жизни состоит из двух «крайних», «граничных» ритуалов и одного или нескольких срединных. Таким срединным ритуалом, как правило, является свадьба. Отмечалось, что свадьба и половозрастная инициация (т. е. инициационный обряд при достижении половой зрелости, брачноспособного статуса), как правило, не встречаются вместе в одной и той же культуре. Вероятно, для структуры таких обрядов достаточно одного срединного ритуала, отмечающего созревание человека, его полноценный статус. В одних культурах, как в рус, он достигался только после брака или же должен был навсегда искл. брак (монашество), в др. он мог выражаться в принятии в тайный союз, в обретении статуса воина, а брак следовал за этим более или менее автоматически и не отмечался особ. обрядами.

Т. о., для культур, типологически подобных рус., срединным ритуалом является свадьба. Соответственно крайние ритуалы противопоставляются срединному по хар-ру отношения к схеме переходных обрядов и к их сюжетной основе «смерть — воскресение».

Между этими основными ритуалами находятся менее ритуализированные формы поведения. Ближе всего к основным обрядам располагаются случаи участия в таких же обрядах, но в качестве неглавного персонажа (родины для родителей ребенка, свадьба для родителей молодых, похороны для детей покойника и т. п.), и так вплоть до форм бытового поведения в ежедневной жизни, к-рые тоже меняются в зависимости от возраста.

Лит.: Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. М., 1990.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та . 2002 .

ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА В СИКХИЗМЕ — Наречени е имен и проводится, когда ребенку всего несколько дней. Гл. момент обряда состоит в том, что свящ. книга Ади Грантх раскрывается наугад, и первая буква первого слова на раскрытой странице указывает, что именно с этой буквы… … Словарь индуизма

обряды перехода — (франц. rîtes de passage), обряды, отличающие переход индивида или группы людей в новую социальную категорию. К обрядам перехода относятся также все обряды жизненного цикла, смены социального статуса, места проживания, важнейшие календарные… … Энциклопедический словарь

ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА — (RITES OF PASSAGE) Антропологический термин, используемый для обозначения публичных церемоний, с помощью которых отмечается переход индивида или группы к новому статусу например, церемоний посвящения. В индустриальном обществе подобные обряды,… … Социологический словарь

Малайцы — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Читайте также:  Какие обряды лучше делать в полнолуние

Культура Монголии — Содержание 1 Традиционная культура 1.1 Языковое наследие … Википедия

САНСКАРА — (исполнение, приукрашивание, обряд, ритуал) в широком смысле этого слова: различные ритуальные действия, в т. ч. жертвоприношения, способствующие совершенствованию лица или предмета. В узком смысле слова под С. понимают обряды жизненного… … Словарь индуизма

Церемония зачатия (нишекакарман) должна быть выполнена, когда появляется возможность зачатия. (2)

Ритуал, способствующий зачатию мальчика (пумсавана), [должен быть выполнен] до того, как [плод начал] двигаться [в утробе матери].

Церемония разделения волос на пробор (симантоннаяна) [должна выполняться] на шестом или восьмом месяце беременности. (4)

Церемония рождения (джатакарман) — при рождении ребенка. (5)

По завершении периода нечистоты, [связанного с рождением ребенка], [происходит] наречение именем (намадхея): (6) благоприятным — для брахмана, (7) для кшатрия — исполненным мощи, (8)

для вайшьи — связанным с богатством, (9) для шудры — презрительным1. (10)

Обряд первого выноса ребенка (адитьядаршана)— на четвертом месяце. (11)

На шестом месяце— обряд первого кормления (аннапра- шана). (12)

Для девочек— те же самые церемонии, но без [чтения] мантр. (14)

Но свадебная церемония и для них [происходит с чтением] мантр. (15)

Упанаяна брахмана [проводится] на восьмом году после зачатия, (16) кшатрия— на одиннадцатом году после зачатия, (17)

вайшьи — на двенадцатом году после зачатия. (18)

Пояса их должны быть сделаны из травы мунджа2, тетивы лука3 и из травы балбаджа4 [соответственно]. (19)

Их священные шнуры и одежды должны быть сделаны из хлопка, пеньки и овечьей шерсти [соответственно]. (20)

Шкуры, [которые они носят], — из антилопы5, тигра и козла [соответственно]. (21)

Их посохи должны быть сделаны из дерева палаша, кхадира и удумбара [соответственно]; (22) длина их должна быть до корней волос на лбу, до лба и до носа [соответственно]; (23) они могут быть из всех [перечисленных видов деревьев]6, (24) но должны быть прямыми и с корой. (25)

Какая для кого установлена шкура, какой шнур, какой пояс, какой посох и какая одежда — те он [должен использовать] также и при исполнении обетов. (29)

Если пояс, шкура, посох, священный шнур, сосуд пришли в негодность, бросив их в воду, пусть возьмет другие, произнося мантры.

Глава 28 [Обязанности и поведение учеников] (1)

Теперь о пребывании учеников в доме учителя. (2)

[Ученику предписывается выполнять] обряды утренних и вечерних сумерек1. (3)

Во время утренней церемонии сандхья пусть выполняет джапу стоя, во время вечерней — сидя2. (4)

[Ученику предписывается] совершать два раза в день [утром и вечером] окропление алтарной площадки и выполнять ритуал поддержания огня. (5) [Совершая омовение], погружаться в воду подобно палке3; (6) обучаться, когда позвали4; (7) делать приятное и полезное гуру; (8) носить пояс, посох, шкуру и священный шнур; (9)

просить милостыню у добродетельных людей, за исключением семьи гуру; (10) есть пищу, полученную милостыней, с разрешения ГУРУ; (11) избегать пищи, предлагаемой во время шраддхи, соленой, прокисшей, вчерашней, а также танцев, пения, женщин, меда, мяса, нанесения сурьмы, употребления остатков пищи5, причинения вреда живым существам и грубых речей.

Читайте также:  Как убрать ритуал с пары на разлуку

[Ученику предписывается] спать на земле. (13)

Он должен вставать раньше гуру и ложиться после него. (14)

Пусть не обращается с речью [к учителю], когда тот стоит, лежит, ест или смотрит в сторону. (19)

К сидящему [учителю пусть обращается] стоя, к идущему — на ходу, к приближающемуся — поднявшись ему навстречу, к бегущему — на бегу. (20)

Если его лицо отвращено, пусть подойдет со стороны лица; (21)

если стоит далеко, пусть подойдет ближе; (22)к лежащему пусть склонится; (23) в его присутствии пусть не сидит в вольной позе. (24)

Ему не следует называть его (учителя) лишь по имени7. (25)

Не следует подражать его походке, его манерам, речи

Где бранят или осуждают [учителя], пусть там не остается. (27)

Пусть не сидит на одном сиденье [с учителем], (28) за исключением каменной скамьи9, лодки или повозки. (29)

В присутствии учителя его учителя пусть ведет себя с ним как со своим учителем. (30)

И пусть приветствует своих почтенных родственников с позволения учителя. (31)

К сыну учителя, если тот его обучает, пусть относится как к своему учителю, даже если он одного с ним возраста или даже младше. (32)

Но пусть не омывает его ноги, (33) пусть не ест остатков

Таким образом, пусть осваивает одну, две или все Веды, (35)

затем веданги. (36)

Тот, кто, не изучив Веду, принимается за другое», вместе с потомками идет к состоянию шудры. (37)

Поэтому они считаются дваждырожденными. (40)

До повязывания пояса дваждырожденный подобен шудре. (41)

Ученик должен быть бритым или носить скрученные в пучок волосы. (42)

После освоения Веды с согласия гуру, поднеся ему дар, пусть совершит омовение12. (43)

Или пусть проведет остаток жизни в доме учителя. (44)

Если во время его пребывания там его учитель умрет, пусть ведет себя по отношению к его сыну как к гуру, (45) так же и к его женам, равным ему по варне. (46)

При их отсутствии, оставаясь брахмачарином, пусть пожизненно служит огню13. (47)

Тот брахман, который так живет, неустанно соблюдая брахмачарью, попадает [после смерти] в высшую обитель и снова в этом мире не возрождается. (48)

Знатоки дхармы назвали нарушением обета брахма- чарина, если дваждырожденный, принявший обет, по желанию испускает семя. (49)

При совершении этого греха, надев шкуру осла, пусть идет и просит милостыню в семи домах, объявляя о своем прегрешении. (50)

Живя милостыней, полученной раз в день, совершая трехкратное омовение в течение дня, он очищается в течение года. (51)

Если он, не будучи болен, в течение семи дней не собирает милостыню и не зажигает огня — пусть исполнит обряд авакирни15. (53)

Если он намеренно или даже неумышленно спит, когда солнце восходит или заходит, пусть выполняет джапу16 и постится [следующий] день.

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector