Обряд перед смертью какой

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Обряд перед смертью какой?».

Лучшим приготовлением к смерти любого христианина является Исповедь и Причащение Святых Христовых Таин. Так как нельзя причащать находящихся без сознания или в беспамятстве, а ухудшение состояния больного может наступить внезапно, пригласить священника на дом желательно заблаговременно.

Умирающему, если он в сознании, можно дать антидор и святую воду.

Омовение тела лучше не совершать близким родственникам, чтобы не травмировать их еще раз.

После этого начинается чтение Псалтири. Читать ее желательно до выноса тела непрерывно и по возможности до 40-го дня каждый день. Такое продолжительное чтение в нашей суетной жизни бывает затруднительно, поэтому в крайнем случае нужно прочитать у гроба усопшего Псалтирь полностью хотя бы один раз. Лучше не нанимать чтеца, а самим родственникам, в первую очередь близким, читать по очереди, сменяя друг друга, так как этой молитвой они и сами получат утешение от Господа.

Если такой возможности нет, лучше договориться о чтении Псалтири с церковнослужителями, имеющими на это благословение священника.

Каноны на исход души, по исходе души и Псалтирь не обязательно читать непосредственно около умирающего. Если человек умирает в больнице, молиться о нем можно дома. Главное – помочь душе в эти тяжелые для нее минуты.

Перед положением тела усопшего во гроб, тело и гроб следует окропить святой водой, гроб надо окропить как внутри, так и снаружи, а также покадить ладаном. Сделать это может любой христианин.

Одежда для погребения выбирается соответственно мирскому статусу усопшего. Военные, пожарные, полицейские полагаются во гроб в форме, миряне – в гражданском костюме. Одежда выбирается таким образом, чтобы одевать ее на тело усопшего было удобно.

Платок, чепчик, шапочки, галстук, туфли и прочее – на усмотрение родственников и воли усопшего. Для покрытия тела традиционно используется саван, в который помещается тело усопшего или церковное покрывало, которые приобретать желательно в храме.

При постановке гроба есть несколько традиций. У нас, в Симбирской митрополии, гроб с усопшим обычно кладут лицом к входящим в дом людям. Но есть традиция полагать покойника лицом на восток или к иконам. Если позволяет место в комнате для разворота гроба при выносе, можно придерживаться этой традиции.

На усопшем обязательно должен быть надет нательный крест (если сохранился, крестильный).

Руки складывают на груди, правую поверх левой, обычно в левую руку полагают погребальный крест, на грудь кладут святую икону: для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери.

Перед иконами в комнате, где стоит гроб, возжигают лампады и свечи.

Недопустимо перед иконой (и нигде в комнате) ставить стакан с водой или тем более с водкой.

Фотографию усопшего не нужно ставить рядом с иконами (лучше где-нибудь в другом месте), тем более не следует зажигать перед ней свечу.

Обычай завешивать зеркала в доме имеет языческое происхождение, никакого указания в православной традиции на это нет, поэтому его лучше не придерживаться.

Обычай уборки дома после выноса тела усопшего не нужно превращать в особый ритуал. Мнения о том, что надо обязательно все вымыть до предания тела усопшего земле, что надо тщательно мыть именно полы, ручки, а также то, что это обязательно должны делать лица, не состоящие в кровном родстве с усопшим, – суеверие.

Оркестр для похорон православного христианина приглашать нельзя. Траурная музыка угнетает и мешает молиться. Во время перенесения гроба в храм на отпевание и из храма на кладбище поется Трисвятое.

Читайте также:  Когда проявляется белый обряд

Христиане должны провожать душу усопшего в тихой молитве; нарочитые оплакивание, истерические рыдания и вскрики тут неуместны.

По церковным правилам, вопреки существующему суеверию, гроб с телом положено нести именно близким родственникам и друзьям. Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился.

Памятники, устанавливаемые на могилах усопших христиан, и венки, возлагаемые там, являются выражением почтения к усопшему, поэтому они допустимы. Но традиционно на могилах православных ставят деревянные кресты и приносят живые цветы. Надписи на памятниках и венках не должны выражать безутешную скорбь и отчаяние, но вселять надежду на победу жизни над смертью, слова их берутся из Священного Писания и богослужебных текстов.

Согласно Уставу, отпевание усопшего совершается только в храме. Лишь в том случае, если поблизости от дома или на кладбище нет церкви, возможно совершение отпевания заочно или на дому.

При заочном отпевании родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Эту землю крестообразно надо высыпать на тело усопшего или, если погребение уже совершено, на могилу. Мнение о том, что заносить эту землю домой нельзя, является суеверием.

Согласно Уставу, в воскресные дни, двунадесятые праздники и будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшую субботу перед этим днем. На практике часто встречаются отступления от данного правила, так что в сложных случаях желательно проконсультироваться со священником.

Православные христиане призваны жить в любви и братском общении друг с другом. Эта любовь и это общение не кончаются при переходе души в жизнь вечную, они продолжаются в молитве Церкви. Христос говорит, что у Бога все живы (см. Лк. 20:38), а по слову апостола Павла любовь никогда не перестает (1 Кор. 13:8). Для многих крещеных, но не просвещенных светом Евангелия наших соотечественников потребность в молитве за усопших становится поводом обратиться к Богу, переступить порог храма, может быть, начать наконец-то жить жизнью духовной. И это так потому, что нигде в мире мы не найдем истинного утешения в разлуке с близкими, только в Православной Церкви Господа нашего Иисуса Христа, пролившего Свою Кровь за спасение от греха и смерти каждого человека.

Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то вместо Канона по исходе души читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице по традиции читают Деяния святых апостолов.

Апостол Павел (1 Фесс. 4:13–14).

Митрополит Антоний Сурожский.

— Мельников В.Г. Православное поминание усопших. М., 2009.

Лопатина Юлия

Очень часто отсутствие понимания смысла православных обрядов и традиций приводит к тому, что люди, вместо того, чтобы помогать душе умершего близкого, начинают верить во всякие суеверия и соблюдать обычаи, которые не имеют никакого отношения к христианству. В этой статье мы расскажем вам о том, как следует хоронить человека в соответствии с православными традициями.

ПОДГОТОВКА К ПОХОРОНАМ

Если тело усопшего до похорон будет находиться дома

Если человек умер не дома, и тела его в доме нет

ПОХОРОНЫ

ОТПЕВАНИЕ

ПОМИНКИ

1. Полный текст этой молитвы: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

3. Последование по исходе души от тела могут читать не только священники, но и миряне. Для чтения мирянами существует специальный текст, который можно увидеть тут.

4. Сорокоуст — ежедневное молитвенное поминовение за Божественной литургией в течение 40 дней. В храмах, где Богослужение совершается не ежедневно, усопшего поминают в течение 40 Божественных литургий.

Читайте также:  Какие обряды можно проводить в день рождения

Совершается в крупных храмах ежедневно, в большинстве других – каждое воскресенье. Начало Литургии обычно в 7-10 часов утра, в храмах, где более одного престола, может совершаться также и ранняя литургия.

6. Панихида — заупокойное богослужение установленное Церковью, которое состоит из молитв, в которых молящиеся уповают на милосердие Божие, прося о прощении согрешений умершего и даровании ему блаженной вечной жизни в Царстве Небесном. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак то­го, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихи­ды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потух­нуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца. Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти. Но очень хорошо молиться на панихиде, а также подавать записки на поминание и в другие дни. Это очень помогает душам усопших и утешает молящихся. В храмах панихиды служатся обычно в субботу после Литургии.

Особый род литии установлен для моления об умершем, совершаемого при выносе его из дома, а также, по желанию его родственников, при церковном поминовении о нем во всякое другое время в другом месте. Лития может читаться не только священниками, но и мирянами. (Текст литии для мирян). Очень хорошо прочитывать литию и молиться при посещении кладбища.

8. Отпевание самоубийц проводится только по благословению (разрешению) правящего архиерея (епископа). Для того чтобы получить это благословение, необходимо после самоубийства срочно обратиться в епархиальное управление (в областном центре) с прошением разрешить отпевание ( и церковное поминовение). Для этого надо предоставить в епархиальное управление необходимые документы (справки из психоневрологического диспансера, наркодиспансера, больницы, поликлиники и.т.п.) и свидетельства (психолога, психиатра, соседей, педагогов и.т.п.), которые могли бы объяснить свершившееся самоубийство невменяемостью, психическим заболеванием самоубийцы, аффектом во время совершения суицида и пр. смягчающими факторами. Также следует обращаться к архиерею, если есть сомнения в том, что умерший покончил жизнь сам (например, это мог быть несчастный случай, смерть по неосторожности и др. Но родственники знают, если самоубийца совершил суицид при отсутствии факторов, которые Церковь признает смягчающими, то не стоит пытаться обманом и манипуляциями получить благословение епископа. Ведь даже если епископ, введенный в заблуждение, даст разрешение, то Бога обмануть нельзя. Он точно знает, что было на сердце у самоубийцы и тех людей, которые вводили в заблуждение священноначалие. Гораздо лучше в этом случае не обманывать, а усиленно молиться, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, поститься, а также делать все, что может принести его душе утешение.

9. Постными днями являются дни постов, а также среды и пятницы. Пост — воздержание тела от пищи животного происхождения , а также и от перенасыщения и услаждения постной пищей (надо учитывать, что постные дни бывают разными по строгости поста. Информацию о строгости поста можно получить из Церковного календаря. Пост – это время воздержания души от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвения. Пост есть средство борьбы со страстями и стяжание добродетелей.

10. Светлой Седмицей называются 7 дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, а также земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

Читайте также:  Что значит обряд жинсрэг в дацане

11. Радоница — специально установленный Церковью день поминовения усопших, которое совершается на 9-й день после Пасхи, во вторник Фоминой недели, которая следует за Светлой седмицей. День установлен, чтобы верующие могли разделить радость Пасхи с душами родных и близких, умерших в надежде на Воскресение и Вечную жизнь. На Радоницу, в отличие от дней Светлой Седмицы, принято посещать кладбища, где похоронены близкие, убираться на могилах (но не устраивать на кладбище трапезу) и молиться.

В подготовке настоящего материала были использованы следующие издания:

«Во всех делах твоих помни о конце твоем», — говорит Библия (книга Премуцрости Иисуса, сына Сирахова, 7,39). Поэтому православные христиане, памятуя о том, что земная жизнь наша временна, а цель ее — богоуподобление, стремление сделать себя достойным Царства Небесного, стремятся чаще исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн. В особенности необходимы исповедь и причастие людям, стоящим на пороге вечности. К умирающему или тяжело больному православному христианину вызывают из храма священника для совершения Таинств исповеди, причащения и елеосвящения (соборования). Важно, особенно перед смертью, совершить над болящим Таинство елеосвящения, т. к. во время этого Таинства человеку прощаются все его невольные грехи, совершенные по незнанию или в которых он забыл покаяться на исповеди (но только, естественно, не утаенные намеренно).

Если ваш родственник или знакомый тяжко болен, то надо попросить у него прощение и так же простить ему все, в чем он согрешил против вас. Постарайтесь облегчить его душевные и физические страдания и не ропщите на его немощи, делая все возможное, чтобы он со спокойной душой и в мирном духе отошел ко Господу.

Благоразумно поступают родственники, которые заблаговременно заботятся о христианском напутствии болящего или престарелого. Если болезнь затянулась, то Таинства исповеди, причащения и соборования можно повторить не единожды.

Нельзя отлагать причащение до самого последнего момента, когда умирающий уже не способен ни слышать слов молитв, ни сказать слов покаяния, а то и вовсе отходит в мир иной не дождавшись христианского напутствия. Родственники больного, умирающего без Святого Причастия, берут на свою душу большой грех. К сожалению, в умах некоторых людей еще бытует предрассудок, что причащать и соборовать больного необходимо только непосредственно перед кончиной. Забывается при этом, что час смерти в руках Божиих и что Святое Причастие мы принимаем не только «во исцеление души», но «и тела», и люди верующие нередко выздоравливают после причащения и соборования. Страдания умирающего значительно уменьшаются после совершения этих Таинств, недаром Церковь молится «о безболезненной кончине человека». Умирающему или тяжело больному нужно ежедневно давать просфору и святую воду натощак, заказывать о его здравии молебны, подавать записку с его именем на литургию. У его постели можно читать акафисты. Псалтирь с поминовением его о здравии на «Славах»*.

Христианское напутствие помогает человеку отойти в мир иной со спокойной душой и очищенной совестью. Родственники больного должны помнить, что последними часами жизни умирающего во многом определяется вся его загробная участь: в чем застал Господь человека, в том и будет судить. Не лишайте ваших близких возможности достойно подготовиться к переходу в иную жизнь!

* Слава: — сокращенное обозначение молитвословия «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Когда за «Славой» напечатано «И ныне:» — надо читать; «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector