Обычай салическая правда ритуал что объединяет эти слова

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Обычай салическая правда ритуал что объединяет эти слова?».

Салическая правда представляется документом, созданным примерно в конце V, начале VI столетий и отражающим древние обычаи и права франков в период возникновения классов с частной собственностью и имущественным неравенством. Именно этим документом защищалась частная собственность и им руководствовались судьи в своих решениях.

Потому из перечисленных характеристик Салической правды правильной будет характеристика пункта Б, ассоциирующего Салическую правду с записью древнейших франкских обычаев и судебных ритуалов.

Тема урока: Раннее Средневековье.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цель урока: обобщение и систематизация знания обучающихся по данному периоду; повторение исторических фактов, персоналий, терминов, хронологию.

обучающая: повторить исторические факты, персоналии, термины, хронологию

развивающая: развивать мыслительную деятельность, память, грамотную устную речь, умение доказывать собственное мнение и опровергать ошибочные, умения работать с таблицей, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательная: формировать чувства такта, доброжелательного отношения друг к другу, нравственные и патриотические качества; воспитывать познавательный интерес к истории.

Организационный момент (2-3мин).

1 этап. Повторение материала. Работа со всем классом (20мин)

Начнем мы с вами с Великого переселения народов. Что такое Великое переселение народов? (ответы учеников на поставленный вопрос). Великое переселение народов — период с IV по VII век, переселение десятков племен, падение Западной Римской империи, начало Средних веков.

Какова специфика ВПН и значение ВПН для Европы? (ответы учеников на поставленный вопрос)

Однако, то, что стало концом Римской империи, дало начало европейской цивилизации. Среди безбрежных лесов народы Европы создали свой Средневековый мир. Теперь предлагаю совершить виртуальную прогулку в Средневековый мир, а именно мы посетим средневековый город, монастырь, деревню и замок.

Город. Еще раз повторим, что основой для европейской цивилизации был римский фундамент. В случае церкви св. Доната (IX в. город Задар, Хорватия) эта метафора приобретает буквальное значение. Какое наследство оставил Древний Рим средневековой Европе? (ответы учеников на поставленный вопрос).

Монастырь. Говоря о монастырях, давайте вспомним, какую роль играла христианская церковь в раннее средневековье? (ответы учеников на поставленный вопрос). Какие функции принадлежали монастыря? На какие средства существовали монастыри? (ответы учеников на поставленный вопрос).

Замок. А теперь давайте поговорим о замках. Кому принадлежал замок? Что помимо замка находилось на территории феодала? Специфика отношений между феодалом и крестьянами? (ответы учеников на поставленный вопрос).

А сейчас предлагаю вспомнить реформу Карла Мартелла, реформу взаимоотношений сеньора и вассала. Каков лозунг данной реформы? Объясните специфику феодальной лестницы. (ответы учеников на поставленный вопрос).

Деревня. Одна из особенностей средневековья было то, что изменения происходили постепенно, сельские работы в Древнем Риме и средневековой Европе отличались мало. Главное отличие — это отношения крестьянина и феодала, которые носили договорной характер. Это хорошо видно на примере убежища, которое предоставлял феодал крестьянину за стенами своего замка. Очевидно, что на строительство замка, доспехи и содержание вооруженного отряда нужны средства. Зв счет чего строились отношения феодала и крестьянина? (ответы учеников на поставленный вопрос).

Итак: Феод — земельные владения, за которые надо нести конную военную службу. Феодал — владелец феода. Феодализм — время, когда власть принадлежала феодалам.

Хорошо, мы с вами совершили виртуальную прогулку по раннему средневековью.

2 этап. Повторение материала. Самостоятельная работа (20мин).

Эпоха Средних веков охватывает период:

    с Vв. по XVв.; 2) с Vв. по XVIIв.; 3) с Xв. по XVв.

    При Хлодвиге, короле франков из династии Меровингов (укажите НЕВЕРНЫЙ ответ):

    Франки приняли христианство;

    Появился сборник законов — Салическая правда;

    Завоеванное население франки превратили в рабов.

    Обычаи, Салическая правда, ритуал — что объединяет эти слова?

    Салическая правда установила новые судебные порядки, отменив прежние обычаи и ритуалы;

    Салическая правда была записью норм обычного права франков;

    Салическая правда установила обычаи и ритуалы, которые древние франки ранее не имели.

    В каком году Франкское государство стало империей?

    в 732г.; 2) в 800г.; 3) в 843г.

    Империя Карла Великого:

    Начала распадаться сразу же после его смерти;

    Оставалась сильной и единой до подписания в 843г. договора о ее разделе;

    Распалась в последние годы его правления.

    При императоре Юстиниане:

    Была восстановлена Римская империя в ее прежних границах;

    Были возвращены под контроль Восточной Римской империи, лежавшие на побережье Средиземного моря области;

    Территория Византийской империи сократилась.

    В Византии правителя называли:

    Королем; 2) Царем; 3) Василевсом.

    Верно ли следующее утверждение? Школьное образование было доступно каждому византийцу, неграмотных людей в империи почти не было.

    Верно ли следующее утверждение? Аравийский полуостров омывается водами Персидского залива, Красного моря и Индийского океана.

    Переселение пророка Мухаммеда и его последователей из Мекки в Медину — это:

    Хиджара; 2) Исход; 3) Джихад.

    Ислам стал общей религией арабов:

    В последние годы жизни пророка Мухаммеда;

    После смерти пророка Мухаммеда;

    При первых халифах.

    Верно ли следующее утверждение? В распространении арабского языка среди покоренных народов большую роль сыграл Коран, переводить который с арабского было запрещено.

    Важнейшая ценность средневекового общества:

    Богатство; 2) Земля; 3) Деньги.

    Большие группы людей, которые отличаются друг от друга закрепленными за ними правами и обязанностями, передававшимися по наследству:

    Сословия; 2) Части; 3) Коллективы.

Период раннего Средневековья охватывает:

    Конец Vв. — начало XIв.;

    Конец Vв. — первую половину XIVв.;

    Начало XIв. — первую половину XIVв.

    При Хлодвиге, короле франков из династии Меровингов (укажите НЕВЕРНЫЙ ответ):

    Франки подчинили своей власти всю Галлию;

    У франков возникло государство;

    Франки оставались язычниками.

    Король, войско, казна, Салическая правда — что объединяет эти слова?

    Салическая правда установила порядок использования денег из королевской казны для оплаты наемников, составлявших основу франкского войска;

    Их появление свидетельствует о возникновении у франков государства;

    Их Хлодвиг получил в наследство от своих предшественников.

    В каком году Франкское государство стало империей?

    в 732г.; 2) в 800г.; 3) в 843г.

    Империя Карла Великого:

    Окончательно распалась при внуках ее основателя;

    Оставалась сплоченной и единой на протяжении нескольких столетий;

    Распалась в последние годы правления Карла.

    При императоре Юстиниане:

    Столица Римской империи была перенесена в Константинополь;

    Византийская империя достигла своего наивысшего могущества;

    Не велось крупных войн.

    Василевс — это титул:

    Главы византийской церкви;

    Городского главы Константинополя;

    Высшего правителя (императора) Византийской империи.

    Верно ли следующее утверждение? В Византии существовали только государственные школы.

    Верно ли следующее утверждение? Основная часть Аравийского полуострова — это гигантская пустыня, для оседлой жизни непригодная.

    Первую мечеть пророк Мухаммед открыл:

    в Медине; 2) в Мекке; 3) в Каабе.

    Преемников пророка Мухаммеда называли:

    Халифами; 2) Суннитами; 3) Людьми Писания.

    Верно ли следующее утверждение? Ислам вобрал в себя элементы многих восточных религий. Он не пугал новизной, не отталкивал сложностью, напоминал каждому народу его собственную веру.

    Самое многочисленное сословие средневекового общества:

    Горожане; 2) Крестьяне; 3) Купцы.

    Работа зависимого крестьянина на поле сеньора, в его хозяйстве, на перевозке грузов, строительстве дорог и т.д. называлась:

    Барщина; 2) Налог; 3) Повинность.

Салическая правда — наиболее полный вариант кодекса тех времен. Замечу, что в этом документе кроме плохого, «варварского» латинского языка и счета на римские солиды и денарии, римское влияние почти совершенно не чувствуется. Перед нами наиболее полно сохранившийся документ с закрепленными нормами древне германского права.

Салическая правда составлена в конце V — начале VI века, предположительно, по инициативе Хлодвига I, в дальнейшем неоднократно дополнялась и перерабатывалась. Она утратила актуальность к X веку.

Пролог «Салической правды» начинается так:

Народ франков славный, творцом богом созданный, сильный в оружии, непоколебимый в мирном договоре, мудрый в совете, благородный телом, неповрежденный в чистоте, превосходный по осанке, смелый, быстрый и неумолимый, обращенный в католическую веру, свободный от ереси (имеется в виду арианство, распространенное среди вестготов и бургундов Южной Галлии). Когда еще держался варварства, по внушению божию, искал ключ к знанию, согласно со своими обычаями, желая справедливости, сохраняя благочестие. Салический закон был продиктован знатными этого народа, которые тогда были его правителями.

Салическая правда указывает на наличие у франков разных социальных групп: служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. В этом историко-правовом источнике отчетливо прослеживается еще заметная роль у франков родовых отношений.

Перечислю только названия статей:

I. О вызове на суд. II. О краже свиней. III. О краже рогатых животных.IV. О краже овец.V. О краже коз. VI. О краже собак. VII. О краже птиц. VIII. О краже пчел.IX. О вреде, причиненном ниве или какому-либо огороженному месту. X. О краже рабов. XI. О кражах или взломах, произведенных свободными. XII. О кражах или взломах, произведенных рабами. XIII. О похищении свободных.XIV. О нападениях или грабежах.
XV. Об убийствах или если кто украдет чужую жену. XVI. О поджогах. XVII. О ранах. XVIII. О том, кто обвинит пред королем безвинного человека. XIX. О порче. XX. О том, кто схватит свободную женщину за кисть или за палец. XXI. О краже лодок. XXII. О кражах на мельнице. XXIII. О самовольном пользовании чужим конем. XXIV. Об убийстве мальчиков. XXV. О прелюбодеяниях рабынь. XXVI. О вольноотпущенниках. ХХVII. О различных кражах. ХХVIII. О подстрекателъстве (на совершение преступления). XXIX. О нанесении увечий. XXX. Об оскорблении словами. XXXI. О заграждении пути. XXXII. О связывании свободных. XXХIII. О краже дичи. XXXIV. О краже изгороди. XXXV. Об убийствах или об ограблениях рабов. XXXVI. О четвероногих, если убьют человека. XXXVII. О преследовании по следам. ХХХVIII. О конокрадстве. ХХХIХ. О похитителях рабов. ХL. Если раб будет обвинен в воровстве. ХLI. О человекоубийстве скопищем. ХLII. О человекоубийстве скопищем.XLIII. О человекоубийстве скопищем. ХLIV. О reipus’e (как берут вдову замуж). ХLV. О переселенцах. XLVI. О передаче имущества. XLVII. О розыске. ХLVIII. О лжесвидетельстве. ХLIХ. О свидетелях. L. Об обязательстве. LI. О конфискации чужой вещи. LII. О займе. LIII. О выкупе руки от котелка. LIV. Об убийстве графа. LV. Об ограблении трупов.LVI. О неявке на суд. LVII. О рахинбургах (судебные заседатели). LVIII. О горсти земли. LIХ. Об аллодах (наследование земли). LX. О желающем отказаться от родства. LXI. О грабеже. LXII. О вире за убийство. LXIII. Об убийстве свободного человека в походе. LXIV. О прислужнике при колдовстве. LХV. Если кто отрежет хвост у павшего коня без ведома хозяина.

Даже простое изучение названий статей дает поверхностное представление о родовых связях, судебной системе и квалификации тяжести преступлений. Анализировать каждую статью не буду. Однако я хочу остановиться на наиболее интересных с моей точки зрения статьях:

LXIV. О прислужнике при колдовстве
§ 1. Если кто обзовет другого прислужником при колдовстве, т.е. пособником ведьм, или таким, про которого ходит слух, будто он носит котел, где ведьмы варят (свои снадобья), присуждается к уплате 2500 ден., что составляет 63 сол.
§ 2. Если кто обзовет свободную женщину колдуньей, и не будет в состоянии доказать, присуждается к уплате 2500 ден., что составляет трижды 89 сол. (?)

Приб. 1-е. Если колдунья съест человека, и будет уличена, присуждается к уплате 8000 ден., что составляет 200 сол.
(Создается впечатление, что колдуньи составляли особую касту, к которой было очень противоречивое отношение в обществе).

ХLV. О переселенцах
§ 1. Если кто захочет переселиться в виллу к другому, и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться.

(Под термином «вила» понимается деревня свободных)

XXX. Об оскорблении словами
§ 1. Если кто назовет другого уродом, присуждается к уплате 3 сол.
§ 2. Если кто назовет другого грязным, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.
§ 3. Если кто — мужчина или женщина — назовет свободную женщину блудницей, и не докажет этого, присуждается к уплате 1800 ден., что составляет 45 сол.
§ 4. Если кто назовет другого волком, присуждается к уплате 3 сол.
§ 5. Если кто назовет другого зайцем, присуждается к уплате 3 сол.
§ 6. Если кто обвинит другого в том, что он бросил (в сражении) свой щит, и не сможет доказать, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.
§ 7. Если кто назовет другого доносчиком или лжецом, и не сможет доказать, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.

Приб. 1-е. Если кто собьет с своего товарища головной убор, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол., или
возвратит ему такой же, или с 12-ю поклянется, что возвратит ему такой.

(Думаю, интересно узнать, какие именно слова и действия в древнегерманском праве признавались оскорблением)

XXV. О прелюбодеяниях рабынь
§ 1. Если кто совершит насилие над свободной девушкой, присуждается к уплате 63 сол.
§ 2. Если же кто будет иметь сношения со свободной девушкой по ее доброй воле, по обоюдному соглашению, присуждается к уплате
1800 ден., что составляет 45 сол.
§ 3. Если какой-нибудь свободный будет иметь сношения с чужой рабыней, и будет уличен, присуждается к уплате господину
рабыни 600 ден., что составляет 15 сол.
§ 4. Если же кто будет иметь сношения с королевской рабыней, присуждается к уплате 1200 ден., что составляет 30 сол.
§ 5. Если же свободный явно вступит в брак с чужой рабыней, он и сам вместе с ней должен стать рабом.
§ 6. Равным образом и свободная, если вступит в брак с чужим рабом, должна стать рабыней.
§ 7. Если раб причинит насилие чужой рабыне и вследствие этого преступления рабыня умрет, раб должен или уплатить
господину рабыни 240 ден., что составляет 6 сол., или же должен быть кастрирован. Господин же раба должен возместить стоимость
рабыни.
§ 8. Если же рабыня после этого останется жива, раб или должен получить 300 ударов плетью, или уплатить господину
(рабыни) 120 ден., что составляет 3 сол.
§ 9. Если раб уведет чужую рабыню против ее воли, должен уплатить господину рабыни 120 ден., что составляет 3 сол.
(Меня несколько удивило, что в главе «О прелюбодеяниях рабынь» пишут о сексуальных преступлениях в отношении свободных женщин. Именна эта статья четко указывает правовое положение женщины в древнегерманском обществе. Конечно же, если она не являлась наследницей богатых владений).

Читайте также:

Читайте также:  Ритуал ли как рассматривают разные синологи
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector