Почему в русальных обрядах участвуют только девушки

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Почему в русальных обрядах участвуют только девушки?».

Кумление — это обряд посестримства, ритуальное закрепление духовного родства и близкой дружбы. Но, как и с другими явлениями Традиции, здесь всё не так однозначно…

Обряд кумления издревле свершается девушками и женщинами на границе весны и лета, на Семик (в эпоху двоеверия ― седьмой четверг после Пасхи), на Русальной (Зеленой, Гряной) неделе, на Троицу. Это время буйного расцвета вегетативных сил Природы, всё вокруг зеленеет и тянется в рост, ― а мир людей, как ведали наши Предки, созвучен миру Природы. Поэтому мистический женский союз, заключаемый и укрепляемый в эту пору под покровительством Макоши, заступницы дев и матерей, пособницы в женских занятиях, Матери всего живого ― также призван помочь участницам накопить эту живую силу, несущую развитие и плодородность в свой срок, вновь услышать голос своей глубинной Природы, воссоединиться с Богиней, с Единым живым миром, и также с помощью этого наладить частную судьбу. Объектами магии здесь будут как раз главные жизненные ценности женского мира: урожай (достаток), благополучие семьи, замужество (удачное) для девушек, и детородие для замужних.

Участвовать в обряде могут половозрелые девушки и замужние женщины детородного возраста. Вероятно, кумление как раз и знаменует официальное принятие женщины в одну из социо-возрастных групп. Присутствие мужчин исключено (они могут присоединиться во время угощения)
.

Место проведения кумления — уединённый природный уголок, где есть молодые березы. Особенно хорошо, если удастся расположиться возле хлебного поля, проточного водоема или места силы (почитаемого камня и др.). Близость кладбища также благоприятна.

(а) Ты не радуйся, ты ни дуб, ни клён.
Ай лёли, лёли, ты ни дуб, ни клён. (Припев после каждой строчки)
Не к тебе идём, не тебе поём.
А ты радуйся, белая берёзонька:
Мы к тебе идём, мы тебе поём!
Пришли с яйцами, с коровайцами.
Ты берёзонька, ты кудрявая,
Покуми ты нас да и в добрый час!
(б) Ты голубушка, серая кукушечка.
Давай, девица (бабонька), мы покумимся,
Мы покумимся, мы сподружимся,
Мы сподружимся, поцелуемся —
Мы и раз, и два, мы и в третий раз…
(в) Ты мне кумушка, я тебе голубушка.
Ты мне помощница, я тебе пособница.
Приходи, кума, киселя хлебать,
Киселя хлебать — со сметаною!

Пример звучания Троицкой песни (Тверская обл., исп. анс. Межа):

Здесь работает важное правило большинства обрядовых текстов: пропеваемое должно исполняться, названные дары должны быть поднесены. Мы разделили песню на 3 части — (а), (б) и (в). Они звучат перед началом, в ходе кумления и после него соответственно. Если сами части действа занимают больше времени — песня приостанавливается.

На лето тебе сына родить,
На тот год сам-третьей тебе быть.

Как мы уже знаем, в Живом мире всё едино, поэтому верно свершенное в нужный момент года действо помогает не только нашим личным нуждам, но и Природным процессам. Девушки и молодые женщины проводят те же самые силы (рост, цветение, фертильность), которые активны в это время в Природе, и наш обряд работает во благо растительному царству:

Читайте также:  Кто является автором олимпийских ритуалов эмблемы текста клятвы участников олимпийских игр

Ой, где девки шли ― там и рожь густа,
И ужиниста, и умолотиста;
Ой, где вдовы шли ― там трава росла.
Что трава росла высока, зелена;
Где молодушки шли ― там цветы цветут.
Ну цветут цветы по всей улице…

ведунья Лада Корнеева (2009–2012)



Серия: Фольклор Годового круга

Сборник содержит разделы:

РУСАЛЬНЫЕ (Семик, Троица) – в песнях о русалках (природных духах) ощущается буйство сил природы, противостояние дикого леса и обработанных человеком угодий, женского и мужского начал. Женщины кумятся, принимая подросших невест в свой союз. Покумимся, кума, покумимся. Полюбимся, душа, полюбимся. Чтобы век нам с тобой не свариться…

ПЕТРОВСКИЕ песни знаменуют окончание весенней обрядности и работ: день убавляется, а жара прибавляется. Поселяне начинают сенокос, сбор плодов и ягод, а там и жатва не за горами. А я роду хорошего, а я батьки богатого. Мой батюшка – ясен Месяц, моя мати – красно Солнце…

ЖАТВЕННЫЕ, ПОКОСНЫЕ. Уборка жита – и труд, и праздник, ведь хлеб для крестьянина – основа жизни. Жнецы просят Солнце пробыть на небе подольше, чтобы успеть сжать до ненастных дней. Собрав урожай, благодарят Землю и Бога за дарованные блага. Слава тебе, Боже, что мы рано пожали. В снопы повязали, в купы поклали!

А также ВОЖДЕНИЕ КУСТА, ПОХОРОНЫ КОСТРОМЫ и многое другое!

Более 600 песен, более 16 часов музыки в формате MP3 – от деревенской этнографии до современного фолк-рока.

Цена: 400 р за ссылку для СКАЧИВАНИЯ сборника.
300 р — при покупке всей Серии из 7 сборников.
(Карта Сбербанка, Яндекс-деньги, Вебмани, Киви, пополнение мобильника)

Христиане всего мира отмечают через пятьдесят дней после Пасхи праздник Пятидесятница, больше известный как Троица. Между тем задолго до появления христианства люди проводили в эти дни праздничные мероприятия — торжества длились целую неделю, носившую название Семицкой или русальной.

До того как русалки стали разновидностью мелкой нечистой силы, их почитали как духов природы, которые могли повлиять на погоду и урожай. Большинство обрядов, проводимых на русальной неделе, направлены на задабривание этих созданий.

Во время Семицкой недели русалки выходят из своих подводных убежищ и разбредаются по прибрежным лесам, водят хороводы в лунном свете и бегают по цветущим полям. По древним поверьям, русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Поэтому в это время сельскохозяйственные угодья были целиком отданы в распоряжение русалок. Тех, кто пытался работать в праздник, русалки могли жестоко наказать — в их власти было наслать засуху и неурожай, или просто вытоптать проросшие колосья.

Читайте также:  Как правильно проводить обряд со свечой

Русальная неделя считалась особенно опасной для купания — нарушителей спокойствия водоемов могли утащить на дно или завлечь в хоровод и закружить, защекотать насмерть.

Считалось, что русалками и русалами становятся умершие до вступления в брак девушки, некрещеные дети и те, кто добровольно покинул этот мир, бросившись в воду. Маленькие дети особенно уязвимы для чар русалок, поэтому молодые матери задабривали русалок, развешивая в лесу на ветвях одежду для русальих деток, рушники или другие подарки. Для мужчин же опасно было поддаться чарам русалок. Согласно одной легенде, цветок василек появился после того, как некий юноша по имени Василий влюбился в русалку и последовал за ней в подводные чертоги. Его душа превратилась в цветок, синий, как глубокие воды, и цветущий на хлебных полях, находящихся под покровительством русалок.

По венкам гадали и на другие вещи: если венок беспрепятственно плыл вперед, это означало грядущее счастье, вертящийся на месте — к расстройству свадьбы, семейным ссорам. По направлению, в котором поплыл венок молодой девушки, можно было узнать, в какую сторону она выйдет замуж, а если он оставался на месте, то в текущем году ей предстояло еще ходить в девках.

Еще одна традиция, тесно связанная с березовыми венками, это кумление над кукушкой. В этом обряде могли участвовать только молодые девушки. Кукушку сплетали из веток и травы, перевязывали лентами и закрепляли наверху молодой березки. Во время завивания березок подруги трижды целовались сквозь заплетенные ветви, а потом обменивались подарками — лентами, колечками или сережками. В более поздние времена подруги могли обменяться нательными крестиками. Считалось, что такой обряд закрепляет их дружбу до конца жизни, так оно часто и случалось. Другим обрядом, связанным с кумовством, было моргостье, во время которого одна кума ездила к другой в гости на помеле.

Также русальная неделя тесно связана с обычаем поминовения предков. Во вторник на кладбищах справляли задушные поминки. По старинным поверьям, в этот день души покойников возвращались на землю и бродили, вспоминая свою земную жизнь. Поэтому во вторник на Семицкой неделе было принято оставлять на могилах различные подношения, обычно это были яйца, окрашенные в желтый цвет, блины и лепешки. Те покойники, которые не получили своей порции, могли вступать в споры за подношения с русалками, а уж русалки в свою очередь мстили за это живым.

В день задушных поминок также навещали заброшенные могилы, места упокоения удавленников и опойцев, людей, погибших насильственной смертью. Вплоть до конца XVII1 века в России существовали божедомки, или убогие дома, куда в течение года свозили покойников, найденных на дорогах, тех, кого не забрали родственники, бездомных. Именно на Семик их отпевали и погребали в землю.

Сегодня многие языческие традиции эволюционировали в одобренные церковью ритуалы: поминовение душ покойных, украшение жилищ и дворов зеленью, особенно березовыми ветвями. Долгое время церковь яростно преследовала тех, кто отправлял старинные обычаи с плясками и хороводами, но постепенно старые традиции наполнялись новым смыслом и преследования хороводов прекратились. Сегодня христианство и возрождающееся язычество могут спокойно сосуществовать рядом, беда только в том, что многие традиции уже утрачены, возможно, безвозвратно.

Читайте также:  Какие можно делать обряды на убывающую луну

Русальная, она же Троицкая и Русальская. Название Русальная (Русальская) ярко и образно отражает эпизоды временного заселения местности водными девами — русалками. В старину русалок опасались, считали, что они причиняют вред людям, поэтому от них следует защищаться. Вот почему Русальная неделя полна разными обрядами, традициями, запретами. Однако нельзя сказать, что всю неделю люди спасались от русалок, наоборот это был праздник с пирами, играми и другими забавами.

Молодые, в течение всей недели наряжались как русалки и гуляли по своим деревням и селам. Также для того, чтобы напугать односельчан некоторые девушки и вовсе в одних рубахах и с распущенными волосами (в древности считалось, что именно так выглядят русалки) бродили по улице у домов, они прятались и старались как можно сильнее напугать прохожих.

Все эти запреты, осторожность и многие другие обычаи люди соблюдали не только для того, чтобы защититься от русалок, но также они хотели поманить их к себе и узнать поближе. Для этого они пробовали самые разные методы. Развешивали рубашки около рек, в лесах и в тех местах, где, по их мнению, могли появляться русалки. А для того, чтобы вернуть свой скот, который потерялся на этой неделе, люди всяческими способами пытались задабривать русалок, так как в этом жители считали виноватыми именно их. Поэтому уговаривали их вернуть скот. А методы были самые разные, от онучей из женских рубах, до соли и хлеба. А старину люди сильно верили в приметы и поверья, поэтому такое их поведение не считалось странным и необъяснимым. Более того, странным было их невыполнение.

Народ считал, что если не соблюдать все традиции и игнорировать их, то таких людей непременно ждет некое наказание от русалок. Считалось, что у тех, кто не следовал им, обязательно должны были случаться несчастия. Например, у таких людей, не было урожая, рождались уродливые дети и другие не менее страшные последствия.

Также традиции гласили о том, что дни русальной недели (не все, а некоторые) носили определенные названия, в зависимости от обрядов и действий. Ниже приведены примеры.

Просим оценить работу автора

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector