В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Таинства и обряды в чем разница?».
У меня вопрос: что есть таинство и в чем его суть?
Согласно учению Православной Церкви, таинства — богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. Отсюда необходимые признаки таинств: богоучрежденность, невидимая благодать и видимый образ совершения. Таинства имеют божественное происхождение, так как установлены Самим Господом нашим Иисусом Христом. Таинства существенно отличаются от обрядов (освящение воды, освящение дома, погребение умерших и проч.). Таинства сообщают человеку благодать Божию, которая вселяется во внутреннюю духовно-нравственную жизнь человека и изменяет ее; обряды призывают благословение Божие на внешнюю жизнь и деятельность человека.
В каждом таинстве сообщается верующему христианину определенный дар благодати: в крещении сообщается благодать, очищающая от греха и возрождающая человека; в миропомазании — благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; в таинстве елеосвящения (соборования) — благодать, исцеляющая недуги через прощение забытых и неосознанных грехов; в таинстве покаяния — благодать, прощающая грехи. В таинстве хиротонии (рукоположения) человек получает благодать священнодействия. В таинстве венчания подаются благодатные силы строить семью как спасительный жизненный союз на началах христианской любви.
В противоположность православному учению лютеране утверждают, что таинства суть только внешние знаки или символы нашего союза с Христом и нашего пребывания в церкви Христовой. В православной Церкви существует семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение. Это число таинств всегда было в Церкви от начала христианства. Кроме соответствия седмиричного числа таинств семи дарам Святого Духа (Ис. 11:2-3), семи хлебам, чудесно насытившим несколько тысяч человек (Мф. 15:36-38), семи золотым светильникам, семи звездам, семи печатям, семи трубам (Апок.. I:12-13, 16; 5:1; 8:1-2) и т. д., семь таинств, через которые сообщается благодать Святого Духа, соответствуют всем существеннейшим потребностям нашей духовной жизни.
Обряд – это обязательное внешнее проявление сакрального, он является частью религиозной практики и напрямую связан с вероучением. Таинство в христианстве – это священнодействие, через которое христиане получают невидимую Божью благодать, ритуал же в таинстве выступает как видимая его часть.
В православии ритуал выступает как демонстрация внутреннего содержания христианской традиции, то есть как священнодействие выполненное в определённой последовательности, для отображения символической сущности христианства. Примерами обрядов Православной Церкви являются молебны, службы, панихиды и так далее.
Таинство в христианстве – это священнодействие, через которое христиане получают невидимую Божью благодать, ритуал же в таинстве выступает как видимая его часть.
Эти священнодейства имеют схожие черты, поэтому человеку непосвящённому может показаться, что между обрядом и Таинством можно поставить знак равенства, но это не так.
Первое, и самое главное отличие – обряды не имеют благодатного характера, благодатные дары. Дар мудрости для понимания Божественного учения, дар учительства и проповеди, дар пророчества о будущем также обеспечиваются только Таинством.
Таинства, в отличии от обрядов, являются обязательными для христианина, именно через Таинства человек наследует спасение – поэтому христиане стараются как можно раньше крестить своих детей.
И последнее отличие: обрядов существует множество, а Таинств только семь (крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение).
Принято различать три типа существующих обрядов. Первый тип обрядов — это обряды богослужебные. Они — составляющая литургической жизни Церкви. Например, помазание верующих на утрене освященным маслом, освящение артоса — такого рода обряды именуются богослужебными. Второй тип обрядов — это обряды, освящающие житейские нужды человека, например, освящение жилища, всякой вещи. Третий тип — обряды символические, выражающие различные религиозные идеи: например, совершение крестного знамения. Оно — символ Креста Господня и сила, ограждающая нас от бесов. Это обряды, которые служат для нас путем к богообщению.
Почему же Церковь посчитала необходимым выделить из числа существующих в ней богослужебных чинопоследований именно семь Таинств? И чем же эти Таинства принципиальным образом отличаются от тех священнодействий, чинов, что принято именовать обрядами, — например, от молебнов?
В Таинствах, в отличие от обрядов, человек делается новым человеком, он приобретает иные сущностные, онтологические свойства, особые качества, которыми он до этого не обладал. Благодаря Таинствам он приобретает новое духовное состояние, переходит на иной уровень христианского бытия. Если мы выпьем освященной воды, Господь нам даст силы для жизни в Церкви и, быть может, дарует здоровье; в Таинствах же с христианином происходит иная, куда более значимая перемена — он рождается в Крещении, получает Духа Святого в Миропомазании, мистически делается единой плотью со своей женой в Таинстве Брака. Именно благодаря нашему участию в Таинствах и происходит то, к чему мы призываемся Церковью: освящение, обожение.