В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Улуг хуртуях тас обряд что нужно?».
Проблема бесплодия последние несколько десятилетий стала очень актуальна. Количество бесплодных пар растет с устрашающей скоростью. Многие из них в лечении этого недуга прибегают к методам традиционной медицины, однако есть и альтернатива. О ней и пойдет речь ниже в статье, которую я посвящаю не только людям, уставшим бороться с этим заболеванием, но и всем не равнодушным к этому непростому вопросу нашей современности.
Существует легенда, согласно которой Хуртуях Тас была вполне реальной женщиной с мужем и детьми, которых у нее было от двух до сорока. Во время междуусобицы, семейству пришлось бежать. Муж решил отвлечь противника, а жена должна была отправиться с детьми в безопасное место. Она просила богов помочь ей сохранить детей, и боги превратили ее детей в бусы. Но когда Улуг Хуртуях Тас добралась до места, она обнаружила, что нитка порвалась, и все бусины потерялись. Тогда от горя она закричала и запела. Песнь ее была так красива, что боги растрогались и ее, лишившуюся своих детей, сделали покровительницей детей чужих.
Для этих целей весной наша команда организует туда поездку, в которой, все желающие смогут посетить это место и поделиться своими ощущениями от встречи с Улуг Хуртуях Тас.
МАУК «Анхаковский музей-заповедник Хуртуях Тас»
1. Традиционная встреча гостей (встреча заключается в том,
Показать полностью… что гостей встречают девушки в национальных одеждах и предлагают испить напиток айран и угоститься вкусными и полезными для здоровья шариками талкана из пророщенного, перемолотого, зерна пшеницы или ячменя, требуется предварительный заказ услуги)
2. Экскурсии по музею.
3. Летом в музее функционирует летняя юрта, в которой можно отдохнуть, ожидая очереди на экскурсию, попить чаю, приобрести сувениры.
4. По предварительному заказу, в музее, возможно, организовать дегустацию хакасских национальных блюд.
5. По предварительному заказу музей может организовать с привлечением хакасских артистов небольшой национальный концерт.
6. По предварительному заказу музей может организовать аутентичные шаманские обряды.
7. При музее круглогодично работает без выходных и перерыва сувенирная лавка, в которой можно приобрести сувениры, поделки народного промысла, обереги, книги, журналы.
8. Музей принимает заявки на проведение хакасских традиционных свадебных обрядов с выдачей свидетельства о проведенных обрядах на территории музея Хуртуях тас.
9. В музее работают экскурсоводы с высшим образованием, имеющие свидетельства о повышении квалификации международного образца.
10. Музей принимает заявки на обзорные экскурсии по территории Аскизского района.
тел. для справок 8-923-582-20-49
О каменной бабе я много слышала и читала в инете. Потому ехали мы туда целенаправленно, чтобы воочию увидеть самую сакральную святыню Хакасии.
Надо сказать, что могильник этот уже сам по себе впечатляет. Такого огромного количества менгиров на большой площади я не видела ни в одном месте Хакасии. Автодорогу когда то проложили прямо через погребальные поля. Зрелище, скажу вам, впечатляющее!
Улуг Хуртуях тас переводится как — большая каменная бабушка. Её ещё называют Хуртуях Иней. В переводе с тюркского, «Иней» означает — мама. Мне больше нравится второе название.
Она — самый почитаемый из древних культовых идолов республики, ставший символом сосредоточия жизненных сил и благосостояния всего хакасского народа.
Каменной бабе около 5 тыс лет.Это памятник Окуневской культуры конца III — начала II тысячелетия до н. э. Впервые известил мир о Великой Женщине-Праматери исследователь земли сибирской, немецкий учёный с мировым именем Даниил Готлиб Мессершмидт в 1722 году.
В 1954 году археолог А.Н. Липский выкопал «Хуртуях тас» и установил ее в Хакасском краеведческом музее г.Абакана. Простые люди и шаманы очень переживали по этому поводу. Считается, что святыни охраняют и место, и весь род людской от бед и напастей. А если их потревожить, то местные духи обижаются и тогда жди большой беды. Говорят, что так и случилось.
Вопрос о возвращении бабы на место официально стал рассматриваться с 1996 года, когда на всю страну пришла реальная разруха. Дебаты были жаркими и долгими.
И, к радости народа, в сентябре 2003 года она была возвращена на своё исконное место. Было решено открыть Анхаковский муниципальный музей одного экспоната «Хуртуях тас».
После возвращения, год она простояла под открытым небом, а в 2004 году, по настоянию учёных, дабы уберечь от разрушений, над ней возвели стеклянный павильон в виде юрты. Рядом стоит засохший тополь с чаломами.
Сам музей довольно скромный, но симпатичный. Перед входом асфальтированная площадь, для парковки машин.
Сразу у входа, в первой юрте продаются входные билеты и сувениры. Выбор сувениров здесь очень богат. От магнитиков, до музыкальных дисков.
Каменная Баба находится в стеклянной юрте. Фотографировать внутри павильона не разрешают. На этой фотографии её немножко видно:
Рядом с ней на столике куча детских мягких игрушек. Их приносят женщины, мечтающие забеременеть. По преданию, изваяние обладает особой исцеляющей силой именно для бесплодных женщин. Когда игрушек накапливается очень много — их отдают в детский дом.
Статуя из песчаника, высотой 3 метра. На животе высечен знак — сакральное изображение устройства мироздания. Символ трёх миров — верхнего, среднего и нижнего.
Когда её устанавливали, не придумали ничего лучше, как зарыть её почти на метр в землю, для устойчивости. Потому на поверхности она возвышается на чуть более 2м. Перед ней алтарь, куда обязательно надо положить подношение духам, в виде конфет или печенья. Можно загадать желание и обойти вокруг бабы три раза по часовой стрелке.
Девочка в национальном костюме кратко рассказала нам историю каменной бабы и подсказала что надо делать.
По всей территории обустроены места отдыха. Одно из таких мест, к примеру, — скамья-качели:
Так же есть традиционное место дани духам — онгон. Для подвязывания чаломок(ленточек) духам местности:
Ещё важная часть экспозиции музея – подлинная старинная юрта 1896 года, с традиционным внутренним убранством:
В ней богатая коллекция экспонатов — хакасская одежда, домашняя утварь, орудия охоты и др.
Надо сказать, что все эти экспонаты переданы музею на временное пользование по акту временного хранения. Договор периодически продлевается. Руководством музея ведутся переговоры с хозяевами о возможности приобретения музеем этих предметов в постоянное пользование.
В настоящее время это наиболее полная и органичная экспозиция, посвященная традиционной хакасской культуре, в республике.
Что очень порадовало — в музее есть кафе в юрте, и деревянный, чистенький туалет.
Кафе мы, с удовольствием, посетили. Здесь даже мороженое можно купить:
Ассортимент невелик, но перекусить можно пирожками и чебуреками.
Цены в кафе смешные. Специально сфотографировала ценник на напитки:
Там я попробовала Хан-чай. Очень своеобразный, но вкусный солёный чай с молоком.
Так же отважились попробовать местную водку арагу, сделанную из молока. Надо сказать гадость редкостная! Это ужасно противная самогонка, вкусом очень похожа на итальянскую виноградную водку граппа. Я даже глотка не смогла сделать, только лизнула.
Мы попробовали местное лакомство — талган. Это вот такие шарики из зерна:
И даже купили его в сухом виде:
Директор в музее — шаман. По договорённости можно заказать проведение обряда. Мы бы так и сделали, но его в музее не было. Может потому, что как раз были июньские праздничные дни — по случаю Дня независимости России.
Баба стоит на месте геологического разлома, где отмечено мощное излучение особой энергии. Исследователи так и не смогли разгадать тайну этого загадочного явления. Но реально эта энергия рядом с ней явственно ощущается.
В заключение хочу пригласить всех желающих посетить самые сакральные места Хакасии. Летом мы организуем путешествия по самым интересным достопримечательностям Сибири.
Подробная программа по дням здесь