Какие бывают церковные обряды

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Какие бывают церковные обряды?».

Церковная иерархия и миряне

Со времён раннего христианства объединение членов Церкви сравнивалось с семейными узами: люди, единые в вере, собираются вокруг главного церковного события – причастия Телу и Крови Христовой на Таинстве Евхаристии. Человек, который возглавляет эту трапезу (Священник), именуется отцом, а все присутствующие – братьями и сёстрами. Отличие от семейных уз только одно: духовное родство в Церкви – не кровное, а результат свободного, добровольного мировоззренческого выбора отдельных личностей. Все они (клир и миряне) знаменуют единство своих частных устремлений и жизненной цели, поэтому они – одна духовная семья.

По учению Церкви нравственное несовершенство того или иного священнослужителя не влияет на действенность Таинств, так как они совершаются не им, но Богом, а священник – Его служитель и свидетель. Человеческие слабости и грехи любого члена Церкви ( и священника, и мирянина) являются её болезнью и бедой.

Все три иерархические степени – епископ (архиерей), священник (иерей) и диакон – различаются по степени получаемой в таинстве священства благодати и своему служению. Епископы возглавляют церковные области (епархии), священники – отдельные приходы в епархии, диаконы помогают тем и другим при совершении Литургии и в других богослужениях.

Высшим органом власти в церкви является Собор епископов: для Поместной Церкви – её местных епископов, для вселенской – Собор епископов всей Церкви. Главнейшее значение для церковной иерархии имеют её апостольская преемственность и непрерывность епископства (см. выше).

Кроме священнослужителей в Православной Церкви есть церковнослужители – нерукоположенные помощники иереев и диаконов (алтарники, чтецы, регенты и т.д.).

Церковь – это место встречи Бога и человека, и не только встречи, но и по дару благодати, духовного единения, что именуется обожением. Спасительное воздействие на людей Святого Духа, пребывающего в Церкви со дня Пятидесятницы, называется благодатью.Благодать (или благодатные дары) подается Святым Духом. Запредельная (трансцендентная) сущность Божия остается для человека недоступной, но в Своей обращенности к миру Бог имеет особый образ бытия, в котором открывается людям и соприкасается с ними. Невозможно перечислить все пути, которыми подается благодать. Она может излиться в ответ на любой молитвенный и жизненный подвиг человека, взыскавшего Бога. Но через святые Таинства Церкви благодать изливается непреложно. Таинства –это такие священные действия, в которых при произнесении определенных слов на верующего таинственно и невидимо действует благодать Божия. Таинства дарованы Церкви как знак неотлучного пребывания в ней Святого Духа и как свидетельство ее истинности. В каждом Таинстве подается особый благодатный дар, а через все Таинства в совокупности освящается вся жизнь человека. Благодать Святого Духа – это особая сила Божия, необходимая для спасения человека. Под действием благодати человек приобретает способность воспринимать и понимать Слово Божие. Посредством Таинств благодать преображает человека, обновляя его природу и его личность.По учению Церкви, условием для получения благодати в Таинстве является внутренняя настроенность, вера, искреннее желание и полная готовность принять его. Святой преподобный Серафим Саровский говорит, что истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. И вот стяжание Духа Святого и является плодом нашего участия в Таинствах.

Читайте также:  В какой реке совершился первый обряд крещения на руси

Существует семь Церковных Таинств:

Обряд – это сам порядок совершения и Таинства, и любой другой церковной службы. Обряд – это чинопоследование богослужения, его особенности и отдельные частные моменты, те или иные символические действия священника, молитвословие и т.д.

Второе понимание обряда: обряд- это целостное богослужение, которое не входит в число семи церковных Таинств; в этом смысле обрядами, например, являются водосвятные молебны или панихиды.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

рамочки для записей . Здесь будет ваша запись. . Здесь будет ваша запись. .

Гастон Сюсс (Gaston Suisse), 1896-1988. Франция

рамочки для записей . Здесь будет ваша запись. ******************** . Здесь будет в.

Животный мир .Художник Willem de Beer Воскресенье, 17 Декабря 2017 г. 20:34 + в цитатни.

Вторник, 03 Мая 2016 г. 17:25 + в цитатник

В жизни русских людей можно выделить две категории обрядов: православные и языческие. Одна от другой принципиально отличается. Примером могут послужить святочные гадания, которые не имеют никакого отношения к православию. Верующие определяют церковный обряд как лестницу, которая помогает разуму человека осмыслить и достичь неба. Среди церковных православных обрядов есть такие, что проводятся единожды и такие, что повторяются. Подобные обряды предназначены для того, чтобы их посредством на христианина восходило Господнее благословение.

Церковные православные обряды подразделяются условно на три категории. Первыая категория обрядов связанная с Литургией (вынос плащаницы, освящение артоса, помазание елеем, освящение води). Второй вид обрядов – житейские (освящение благих начинаний, поминовение усопших). Еще один вид обрядов – это символические, которые воспринимаются человеческим разумом как путь к общению с Богом.

Одним из самых важных церковных обрядов является крещение. Сегодня его проводят над новорожденными, тем самых помогая им стать маленькой частицей Церкви и получить Божью благодать. Истинным христианином можно стать, только приняв крещение. Раньше крестили человека уже взрослого. Это объясняется тем, что он во взрослой жизни мог сам выбирать вероисповедание. Крещение проводится в несколько этапов: оглашение, покаяние и собственно крещение. Необходимым церковным обрядом, который проводится наряду с крещением, является также наречение имени. Младенца обычно нарекали на честь святых православной церкви.

Священное Писание рассказывает о том, что после сорокадневного потопа голубь принес Ною масличную ветку. Она символизировала примирение и спасение. Так сейчас также используется освященный елей, как знак благодати Господней. Во время обряда крещения елеем помазывают руки, ноги, уши, междорамие, грудь и чело ребенка. Говорят, что елей освещает мысли и желания человека.

Вступление в ряды верующих нового члена завершается Таинством миропомазания, состоящее из двух этапов: освящения мира и помазания.

Читайте также:  Можно ли крестить ребенка после мусульманского обряда

Следующим очень важным обрядом в православии считается Таинство брака. Обычаи и традиции этого обряда берут свои корни еще из древности. Заключение брака символизирует вечную любовь, освященную свыше. В браке у мужчины и женщины создаются идеальные условия для продолжения рода. На протяжении веков укладывались обряды и традиции, сопровождающие брак. Среди современных обрядов самые важные можно выделить такие: добровольное согласие молодоженов, благословение родителей, подарки, свидетели, брачный обед. Накануне свадьбы священник должен был объявить прихожанам о предстоящем браке, чтобы убедиться, что нет препятствий для его осуществления. Акт бракосочетания должен был быть занесен в специальные церковные документы. Рядом с брачным обрядом идет обряд венчания, который освещает связь между мужем и женой.

Перед самим браком проводят обряд обручения. Он состоит в том, что священнослужитель должен освятить кольца жениха и невесты, чтобы они стали символом бесконечной любви, уважения и терпения друг к другу. Говорят, что кольца должны быть ровными и гладкими, тогда и жизнь семьи будет такой же. Короны, которые во время венчания надеваются на головы, говорят о том, что с сегодняшнего дня молодожены получают благословенный венец Господний, который должны достойно пронести через всю свою жизнь вместе.

Завершающим обрядом, который проводится на земном пути человека – это его погребение. Этот обряд сопровождает переход от жизни земной к загробной. В православной традиции смерть мыслится как рождение человека для вечной жизни. Человеческое сознание не может постичь тайну разлучения тела и души. Приготовления и молитвы за душу покойного помогают ему спокойно покинуть наш мир и перейти в другой. Обряд погребения несколько отличается в зависимости от того, кого хоронят: младенца, священника, инока или мирского человека.

Над умершим единожды совершается обряд отпевания. Такие заупокойные службы, как лития или панихида повторяются. Во время отпевания молятся за усопшего и просят отпущения грехов, совершенных ним за жизни. Основная цель обряда – это обретение духовного покоя усопшим. Также отпевание помогает близким пережить утрату. Отпевания мирского человека происходит за три этапа. Так человека отпевают дома, в церкви и читают завершающие молитвы перед тем, как опустить гроб усопшего в яму.

Моление за усопших происходит во время панихид, которые по составу напоминают утреннюю. Совершают панихиду после смерти человека на 3-й, 9-й, и 40-й дни. Они могут быть общие и индивидуальные. Полную панихиду называют парастас. Когда тело покойного выносят из дома, то поют литию. Согласно церковному обычаю в гроб усопшего кладут кутью. Эта пища наделена мистическим значением. Ведь семена, посаженные в землю, прорастают и набирают жизни, так и человеку нужно войти в землю, чтобы переродится для неба.

Кроме вышеперечисленных церковных обрядов существует еще ряд других. Однако крещение, венчание и погребение считаются самыми важными обрядами в жизни православного человека. Они наделены силой изменять в лучшую сторону материальную и духовную жизнь человека, приближая его тем самым к Господу. Другие многочисленные обряды, которые берут начало своей истории еще с древности также предназначены приносить пользу человеку и охранять его дом, семью, здоровье и жизнь от дьявольских влияний.

Читайте также:  Кто совершает обряд обрезания


КСЕНИЯ

Славянское слово «обряд» само по себе означает «наряд», «одежда» (можно вспомнить, например, глагол «обряжать»). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.

Условно все обряды делятся на три вида:

• обряды богослужебные — священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.

• обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

• обряды, освящающие житейские нужды христиан: поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

Обрядовым формам их священное значение сообщает молитва. Только через молитву действие становится священнодействием, а ряд внешних процессов — обрядом. Не только священник, но и каждый из присутствующих должен внести свою лепту в совершение обряда — свою веру и свою молитву.

Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Но «как источник не возбраняет черпать желающим, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет быть его причастником» (преподобный Ефрем Сирии). Мы не можем при помощи каких-то магических действий «вынудить» Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить. Священное Писание о необходимости веры для молитвы говорит: «Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1, 6-7). Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он милостив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обращать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совершении обряда будем не просто стоять рядом со священником, но и сердечно молиться с верой, тогда и мы сподобимся получить от Господа освящающую благодать.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector