Как взгляды на проблемы смерти влияли на обряд погребения

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Как взгляды на проблемы смерти влияли на обряд погребения?».

Например, бушмены из пустыни Калахари, оставляют тела умерших там, где они умерли, и покидают эти места на многие годы. Что совершенно отличается от ритуалов погребений в современной западной культуре с дорогими и уютными гробами из красного дерева или грецкого ореха.

Мусульмане, например, стараются похоронить тело как можно быстрее – в идеале до следующего захода солнца. В Индонезии похороны занимают несколько месяцев или лет после биологической смерти человека. Для этого труп подвергается мумификации и остается в своем доме. Он одет, только что не говорит, как будто он все еще человек. Через несколько лет его хоронят Даже через несколько лет после похорон, его могут эксгумировать, одеть новую одежду и снова похоронить.

Почему ритуалы смерти одновременно так универсальны и в то же время разнообразны? Почему вокруг смерти так много шума? Многие религиозные традиции отвечают, что это делается для блага мертвых, чтобы облегчить их переход в загробную жизнь. Однако психологи считают, что ритуалы смерти придуманы людьми для того, чтобы подавить свои собственные печали и тревоги. Действительно, существует множество доказательств, что ритуалы служат для управления эмоциональными реакциями.

Исследования, проведенные учеными из Гарвардского университета, показали, что ритуалы притупляют чувство горя, в том числе и скорбь по поводу смерти любимого человека, помогают перенести тяжелую утрату, контролировать свои эмоции и не чувствовать себя беспомощными перед лицом смерти. Выяснилось, что отсутствие погребальных ритуалов вызывает длительное ощущение горя.

Ритуалы также служат для преодоления собственных опасений по поводу смерти. Кроме того, ритуалы, на которых присутствует большое количество людей, укрепляет чувство сплоченности, что помогает чувствовать себя сильнее и увереннее. Есть еще одна интересная идея, которая встречается в работах Зигмунда Фрейда, но еще не достаточно изучена, ритуалы смерти помогают людям справиться с чувством вины, когда они избавляются от трупа. Людям необходимы символические обряды, помогающие им осмыслить, что умершие перестают быть людьми и становятся объектами, от которых можно отказаться.

Читайте также:  Что будет если прервать ритуал

В некотором смысле, ритуалы смерти, при которых умерших не хоронят в течение многих лет, ничем не отличаются от мусульманских или христианских традиций, в которых умерших кремируют или хоронят под землей. И все же, несмотря на все разнообразие, ритуалы смерти служат для того, чтобы заставить людей чувствовать себя менее беспомощными перед лицом горя и страха.

Проблема смерти встала перед человечеством еще в те времена, когда человек впервые осознал временные пределы своего существования. Отношение к смерти было различным у разных народов и проявлялось, в первую очередь, в религиозных воззрениях.

Еще в древних языческих культах смерть представлялась как гибель телесного при продолжении существования души. У многих народов был распространен обряд кремации, т.е. сожжения тела умершего. Считалось, что с уничтожением тела душа вместе с дымом быстрее поднимется на небеса. Чтобы задобрить богов, родственники умершего собирались на поминальную трапезу. Запах от приготовленных блюд, поднимаясь к небесам, должен был быть пищей богов, а кушанья доставались людям.

Наиболее распространенным способом погребения у многих народов, сохранившимся и по сей день, было предание тела земле. Видимо, изначально этот обряд был связан с намерением уберечь тело умершего сородича от поедания его дикими зверями. Со временем такой обряд принял религиозную окраску: тело предавалось земле, тогда как душа отправлялась в иной мир.

Интересен взгляд на проблему смерти в учении о реинкарнации (переселении душ), наиболее распространенном среди индусов. Согласно ему, со смертью человека его душа переселяется в тело другого человека, в животное или даже в неодушевленный предмет. Вопрос о том, в какую оболочку переселится тело, разрешался в зависимости от праведности жизни человека. Если человек жил достойно, помогал ближним, совершал добрые поступки, то его душа после физической смерти переселится в тело другого человека, может быть, даже занимающего более высокое положение в обществе. Если же, наоборот, человек приносил зло другим, его душа переселится в животное, насекомое, червяка или даже в придорожный камень, который будет лежать на своем месте сотни лет.

Читайте также:  Как называется обряд для рейчел кадди

У некоторых народов было принято в могилу вместе с вождями и императорами помещать их слуг, жен, телохранителей, лошадей, собак, которых специально умерщвляли, чтобы похоронить вместе с их хозяином. Считалось, что и в потустороннем мире они также будут верно служить ему, как и при жизни.

Во все времена особым было отношение к людям, принявшим мученическую смерть. Во многих странах такие люди причислены церковью к лику святых. Например, святые великомученики Борис и Глеб, принявшие смерть от Святополка Окаянного, не желавшие допустить братоубийственной войны.

В настоящее время проблема смерти стала актуальна как никогда. В соответствии с демократическими идеалами, все более завоевывающими мир, жизнь провозглашается высшей ценностью. В странах Евросоюза смертная казнь отменена. В статье 20 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого человека на жизнь. Там же определена перспектива отмены смертной казни в России. Сейчас у нас в стране смертная казнь не применяется. Она не выполняет одну из основных функций наказания, а именно, исправление преступника. Как он может исправиться, если его убьют?

Этические и нравственные аспекты проблемы смерти привлекают в наши дни внимание в связи с успехами биомедицинских исследований, в частности в области реаниматологии, занимающейся вопросами возвращения к жизни людей.

Самоубийство как добровольный уход из жизни во все времена осуждалось обществом и церковью. Самоубийц даже не хоронили на кладбищах. Исключение составили случаи, связанные с нежеланием людей попасть в плен к врагу.

В настоящее время вопрос о жизни и смерти становится вопросом выбора, причем не только самого человека, о жизни и смерти которого идет речь. Возникает проблема, должно ли общество сохранять жизнь человека вопреки его воле. При этом речь идет не о самоубийце, а об умирающем человеке, которому искусственно задерживают наступление смерти. Неслучайно вопрос о разрешении или запрете эвтаназии — безболезненной искусственной кончины страдающего неизлечимой болезнью человека — становится предметом острых дискуссий не только медиков, но и юристов, правозащитников, политиков.

Читайте также:  Какой обряд производят с ложкой на могилу

Одни из них, сторонники позиции соблюдения права свободы выбора, считают, что если эвтаназия не приносит вреда другим людям, то вмешательство в решение индивида ускорить наступление своей смерти морально неоправданно. Эвтаназия, таким образом, не должна запрещаться законом.

С проблемой эвтаназии связан вопрос о том, что считать смертью человека, дающей право врачу отключить аппараты искусственного поддержания жизни. Одни утверждают, что жизнь человека должна поддерживаться до самого последнего момента, а другие считают возможным констатировать факт смерти и отключить аппараты после гибели коры головного мозга.

Таким образом, проблемы жизни и смерти поднимают медицинские, правовые, моральные вопросы. Биологически человек смертен. Но осознание смертности не должно стать поводом для отчаяния. Наоборот, нужно понять, что людям отводится не так уж и много времени для реализации своего жизненного потенциала и надо использовать это время с пользой и для себя, и для общества.

Вопросы и задания

1. Как рассматривалась проблема смерти в культуре разных народов?

2. Как взгляды на проблему смерти влияли на обряд погребения?

3. Почему у многих народов возникло понятие о душе? Как это про явилось в религиозных верованиях?

4. Охарактеризуйте учение о реинкарнации. Где и почему возникло это учение?

6. Чем объяснить проявления самопожертвования и героизма? Приведите примеры.

7. Кого мы называем святыми? Что повлияло на канонизацию многих святых?

8. В чем состоит актуальность проблемы смерти в современном мире?

10. В чем состоит взаимосвязь проблемы смерти и проблемы смысла жизни?

С 1970-х гг. в Иране под давлением мусульман традиционный обряд похорон был заменен погребением тел в специальных забетонированных могилах и склепах, для того, чтобы избежать осквернения священных земли и воды соприкосновением с трупом. Но в Индии похоронный обряд сохранился в первоначальном виде и в наши дни, несмотря на наличие ряда проблем.

Хотелось бы отметить, что у современных медиков возникали вопросы по поводу возможности возникновения и распространения эпидемий, связанных с спецификой обряда, но таких случаев зафиксировано не было.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector